Бутикова Оксана Сергеевна
Организация работы с дошкольниками на познавательно-экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к природе у детей не приходит сама собой - ее нужно пробудить.
Дети дошкольного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах
природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически
назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных
Публикация «Организация работы с дошкольниками на познавательно-экологической тропе» размещена в разделах
ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается
путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по
маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно
показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама - просит нашей помощи, защиты и любви.
Само название «познавательно - экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.
По словам известного американского эколога «каждый участок леса должен
давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и
образование». Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда
пожинают.
С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий
ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача - научить посетителей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача познавательно - экологических троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Экологические экскурсии это ориентация на познание природы и, что особенно важно, сохранение посещаемых природных уголков в первозданном виде. Экскурсия включает в себя познавательные и игровые
элементы. Экологические тропы приглашают всех любителей природы прогуляться по территории парка, которая включает знакомство с жизнью обитателей дикой природы, а также с береговыми и речными ландшафтами. Экскурсионный маршрут проходит по живописным тропам парка.
Цель:
расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях
окружающей природы;
воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи:
экологическое обучение и воспитание;
отдых посетителей;
сохранение природы в прилегающей зоне.
Требования к выбору маршрута тропы:
1. Привлекательность:
красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
каждая тропа должна быть непохожа на другие;
тропа не должна быть монотонной;
2. Доступность:
необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от
населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные
дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
Трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность:
способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Оборудование экологической тропы
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и
обеспечении безопасности путешественников.
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха
других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться
определенным правилам.