Гуленко Нина Ивановна
Организация работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вводная часть
От школьников часто можно слышать: «Математика! Опять математика!» Математика всегда остается для учеников наиболее сложным учебным предметом.
А что же дошкольники? Он еще не знает, что математика трудная дисциплина.
Публикация «Организация работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
ФЭМП входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Практика показывает, старшие дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем – то им не известным. Задача воспитателя - сделать НОД по ФЭМП занимательным.
А как сделать, чтобы во время НОД дети были внимательны, не отвлекались, с удовольствием и интересом занимались, с положительным результатом выполняли задания. Успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности воспитателя
II. НОД требует от воспитателей тщательной подготовки:
- продумать программное содержание в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития детей, уровнем их знаний;
- подобрать разнообразный материал к каждой части НОД;
- продумать формы организации деятельности детей.
Математические знания даются детям по строго определенной системе, соблюдая педагогические принципы, возвращаясь к пройденной теме для обеспечения правильного усвоения материала.
НОД в младшем возрасте в виде дидактических игр при обязательном использовании сюрпризных моментов.
Вид НОД зависит от программных задач:
- НОД полностью посвящено изучению нового материала;
- НОД полностью посвящено повтору пройденных тем;
- НОД смешанного типа (используется наиболее части);
- итогово – проверочные занятия (новый материал не дается)
III. Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач:
- образовательные – чему будем учить ребенка (упражнять,
формировать, закреплять);
- развивающие – что развивать умение слушать, умение
анализировать, умение сравнивать, умение делать выводы, видеть
главное и тд.);
- воспитательные - что воспитывать у детей (аккуратность,
самостоятельность, трудолюбие и тд.)
- речевые – работа над активным и пассивным математическим
словарем
IV. Основные ошибки, встречающиеся во время НОД по ФЭМП:
- многословие;
- неточность в постановке вопроса («двойные» вопросы и др.);
- однообразие демонстрационного и раздаточного материала, заданий;
- использование материала и пособий, не отвечающих педагогическим требованиям (не соответствие эстетическим требованиям и возрастным особенностям);
- неверное расположение материала;
- переход от одной части НОД – не затягивать;
- учет двигательной активности детей (профилактика усталости).
V. Методы обучения, используемые в НОД по ФЭМП: наглядные, практические, словесные, игровые.
Наглядные методы:
- демонстрационный материал, который используется воспитателями у доски (яркий, красочный, крупный, разнообразный, эстетичный);
- раздаточный – это материал, который готовится для каждого ребенка.
НОД по ФЭМП строится на наглядности, поэтому, весь материал должен отвечать эстетическим требованиям, привлекать и заинтересовывать детей – интенсивнее проходит НОД, успешно усваивается детьми знания.
Материал должен подбираться для каждой НОД и быть понятным детям (елочка должна быть елочкой.) и соответствовать друг другу (зайцы – морковки, бабочки – цветочки.).
Практические и игровые методы: упражнениям, игровым заданиям, дидактическим играм и упражнениям, выполнению заданий при проведении НОД по ФЭМП отводится большое место.
«Игра – писал А. М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
Ребенок должен не только видеть, слушать, но и сам должен участвовать в выполнении заданий. И чем больше он будет играть в дидактические игры, тем легче ему будет даваться усвоение материала.
В соответствии с ФГОС ДО, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому НОД организованная в игровой, занимательной форме является для детей интересной, что способствует запоминанию и усвоению материала. В играх ребенок развивает свою инициативу, находчивость в преодолении препятствий.
Нельзя относиться к организации НОД в игровой форме формально. Не интересная или сложная игра, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала игра может принести вред, у детей теряется интерес к игре, к самому процессу обучения.
При подборе игр необходимо учитывать тему НОД, особенности возрастной группы, индивидуальные особенности детей (если подгруппа слабая, мы можем планировать такие же задачи как для сильной подгруппы)
Если воспитатели готовятся к НОД без учета необходимых требований, вовлекают детей в познавательную деятельность, к которой они функционально не готовы, позже им приходится разводить руками: «Слабая подгруппа, трудно дается усвоение знаний! С неё и взятки гладки!».
Правильная и тщательная подготовка воспитателя дает возможность целенаправленно развивать умственные способности детей, логику мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности.
Знакомя детей с цифрами можно использовать дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Слепи из пластилина»; «Собери цифру правильно»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру».
При знакомстве детей с арифметическими действиями и составом числа можно использовать занимательные задачи :
- «Вот зашла Маринка, а за ней - Аринка, а потом пришел Игнат, сколько стало всех ребят?»;
- «На плетень взлетел петух, повстречал там еще двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?»
Существует много дидактических игр направленных на изучение геометрических фигур: «Назови лишнюю фигуру», «Подбери заплатку», «Найди крышку каждой коробочке», «Геометрическое лото», «Назови фигуры».
Очень часто воспитателями используются игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагается детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек и тд.
Важнейшими дидактическими пособиями логико - математического развития являются блоки Дьенеша (позволяют знакомить детей со свойствами предметов : по цвету, форме, размеру, толщине) и цветные счетные палочки Кюизенера (определенные действия с палочками помогают ребенку отношения в числовом ряду, «открыть» способы получения числа, осознать, что число может быть составлено как из единиц, так и из двух – трех меньших чисел.
Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеют компьютерные технологии. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет воспитателя осуществлять подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, использовать компьютерные дидактические игры, ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Словесные методы:
Образец речи воспитателя – основной прием. Речь воспитателя должна быть выразительной, четкой, краткой, понятной. По мере овладения детьми теми или иными навыками возрастает роль словесных указаний, пояснений, объяснений, напоминаний.
В старшем возрасте учим детей планировать свои действия в устной форме. Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, при необходимости уточнять, дополнять, исправлять, рассуждать.
Как же давать оценку деятельности детей в НОД? Воспитатель должен видеть всех детей и каждого отдельного ребенка, каждому уделить внимание, соответственно продумывать оценку деятельности каждого ребенка.
Кроме общей оценки «Молодцы» есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и др.