Елена Ларина
Организация работы кружка «Занимательная математика» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, на необходимости использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Темочки:
Мною разработана программа кружка «Занимательная математика» по дополнительному образованию естественно-научного направления. Программа утверждена.
Программа кружка «Занимательная математика» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. В целевой раздел входит: пояснительной записка, актуальность, цели, задачи, принципы, методы, технологии, возрастные особенности детей.
В содержательный раздел входит описание образовательной деятельности, тематическое планирование, план работы с родителями. Организационный раздел программы содержит: список детей, сетка, режим работы, материально –техническое и методическое обеспечение программы, используемую литературу.
Организация кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность детей интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. И. Михайловой,Л. М. Гурович. Программа «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет с повышенным интересом к познавательно-интеллектуальным видам деятельности.
Целью кружковой работы является :
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка :
развитие логического и конструктивного мышления;
развитие математических способностей ;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, воображение, память и мышление, творческого воображения;
формирование культуры познавательной деятельности ;
воспитание у детей 6-7лет интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе.
Основными принципами программы математического кружка являются :
-индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
-гуманность: ребенок рассматривается педагогом как активный субъект математической деятельности;
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманность (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Методы:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практикую самостоятельную работу дошкольников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы : индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Занятия распределены по разделам:
- Количество и счет
- Величина
- Ориентирование в пространстве и во времени
- Геометрические фигуры
- Логические задачи
- Задачи на смекалку.
Программа кружка «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
В работе кружка использую различные формы работы с детьми групповую, индивидуальную и самостоятельную деятельность.
Кроме того, эффективности организации работы с детьми способствует использование различных форм организации деятельности детей :
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа;
-игры-эксперименты
- модели, схемы.
-развивающие игры
-логические задачи;
-ИКТ.
Необходимыми условиями организации образовательной деятельности работы кружка «Занимательная математика» являются создание психологического комфорта, индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка
Игровое занятие кружка способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умению преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Вместе с тем важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Эффективности работы с детьми способствует использование различных форм организации деятельности детей :
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа;
-игры-эксперименты
- модели, схемы.
-развивающие игры
-логические задачи;
-ИКТ.
Обязательным условием работы кружка является : целенаправленное развитие мыслительных способностей детей дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций и в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Занимательная математика» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Материально-техническое обеспечение программы кружка «Занимательная математика» :
- магнитная доска;
-ИКТ;
- передвижной магнитный мольберт;
- детские игровые модули («кухня», «магазин», «больница», «мастерская», «парикмахерская»);
- природные уголки, уголки двигательной активности, уголки, необходимые для воспитательно-образовательной и игровой деятельности детей, оснащённые необходимым оборудованием и материалами;
- энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература, дидактические игры и игрушки, пособия по разделам программы.
Учебно- методическое обеспечение программы
-Блоки Дьенеша
-Палочки Киюзенера
-Счетные палочки
-Дидактические игры
-Игровые комплексы Воскобовича
-Лото
-Объемные геометрические фигуры
-Шаблоны из геометрических фигур
-Конструкторы
-Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
-Цветная бумага
-Крупа (гречка, рис)
-Цветные веревочки
-Пуговицы
-Экранные музыкальные пособия, аудио записи, презентации.
-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (для старшей группы)
-Печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, карточки с изображением цифр, дидактические игры по математике.
-Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
-Мозаика
-Мультимедийные презентации
-Игры на составление плоскостных изображений предметов.
-Обучающие настольно-печатные игры по математике.
-Геометрические мозаики и головоломки.
-Занимательные книги по математике.
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
-Простой карандаш; набор цветных карандашей
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
-Счетный материал, счетные палочки.
-Набор цифр.
-Пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
-Электронные дидактические пособия.
-Кубики Никитина.
-Головоломки.
-Лабиринты цифр
-Карточки «Соседи числа».
-Кубики с цифрами
-Развивающие пазлы «Ассоциации» (формы и фигуры);
-Игры со счетными палочками «Выложи фигуру» (по схеме).
-Лото «Геометрические фигуры»
В своей работе использую следующую литературу:
1. В. И. Логинова «Детство» -программа развития и воспитания детей в детском саду СПб,2001
2. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» М, 1992.
3. З. А. Михайлова «Математика от трех до семи» СПб,1995.
4. А. А. Смоленцева,О. В. Пустовойт, З. А. Михайлова,Р. Л. Непомнящая «Математика до школы» СПб,2002.
5. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» СПб,1996.
6. М. Фидлер «Математика уже в детском саду» М, 1981.
7. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием М, 1993.
8. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников М, 1985.
9. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает» М, 1991.