Марина Мирошниченко
Организация работы группы кратковременного пребывания ребенка (ГКП) как форма вариативной работы с родителями
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одной из мер, обеспечивающих более успешное развитие ребенка, является доступность воспитания детей раннего возраста. Этот возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка и исключительно зависим от социальных условий его жизни.
Публикация «Организация работы группы кратковременного пребывания ребенка (ГКП) как форма вариативной работы с родителями» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2022
Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть. Эта вариативность реализуется через индивидуализацию образования, психолого-педагогическую компетентность родителей и ориентирована на личность ребенка дошкольного возраста, его потребности, возможности.
Создание системы раннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием в возрасте от 1 года до 3 лет, стало особым направлением развития дошкольного образования.
По всей стране активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР) и групп кратковременного пребывания (ГКП, в которых дети в совместных играх со сверстниками и взрослыми получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей.
Посещение групп кратковременного пребывания способствует плавному переходу от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении. В частности, родители (законные представители) в будущем проявляют чувство доверия и уверенности к педагогическому коллективу.
В ходе групповых занятий родители (законные представители) учатся по-новому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.
Так, функционирующая на базе нашего детского сада группа кратковременного пребывания для детей раннего дошкольного возраста, представляет собой вариативную и инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей в возрасте до 3 лет.
Такая форма работы является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг, а так же способствует более быстрому и легкому протеканию адаптационного периода в будущем.
Проблема привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Однако наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.
Поступление в детское учреждение – это серьезное стрессовое переживание как для ребенка, которое отражается на его психофизическом состоянии, так и для родителей.
Практика показывает, что при поступлении в дошкольную образовательную организацию ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода.
Диагностическое наблюдение, осуществляемое педагогом-психологом в период адаптации, подтверждает тот факт, что приблизительно у 5-8% малышей отмечается выраженные проявления тяжелого привыкания к новым условиям.
В настоящий момент процент детей с осложненной адаптацией сократился до 1-3%.
Также снизился процент родителей, обращающихся в КЦ по вопросам адаптации детей в ДОО.
Этому в большей степени способствует то, что на игровых сеансах в группах кратковременного пребывания ребенок находится вместе с родителем, то есть мама или папа становятся непосредственным участником процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания, а малыши получают первый опыт обучения в детском коллективе. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогами, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Основой работы группы кратковременного пребывания является разработанная программа, комплексно-тематическое планирование игровых сеансов обеспечивает интегрирование, как детских видов деятельности, так и задач работы специалистов с детьми и их родителями посредством использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций.
Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым, так и самостоятельных игр детей.
В организованных игровых сеансах специалистами группы кратковременного пребывания создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям.
Игровые сеансы проходят 2 раза в неделю в течение учебного года продолжительностью 1,5 часа.
При первом посещении происходит знакомство участников, где каждый родитель представляет себя и своего ребенка, называя имена, любимые увлечения или личностные качества присущие паре «мать-ребенок». Также каждый родитель заполняет первичную анкету, анализ которой позволяет заранее узнать особенности поведения и характера каждого ребенка, его «вредные» привычки (сосет палец, грызет ногти и другое, особенности речи, проблемы с соблюдением режимных моментов. Но самое важное то, какую помощь родители ожидают получить от специалистов Консультационного центра, консультации по каким темам, проблемам их интересуют.
Пока родитель заполняет анкету, ребенок увлечен свободной игровой деятельностью, либо знакомством с незнакомым ему помещением, новыми игрушками, другими детьми под присмотром педагогов и специалистов дошкольной организации. За счет этого мы можем использовать полученную информацию для корректировки игровых сеансов с учетом интересов и ожиданий каждого родителя. В завершении цикла игровых сеансов проходит выпускной праздник, а также итоговое анкетирование родителей, отражающее мнения родителей об эффективности работы в группе, пожелания специалистам Консультацинного центра.
Имея двухлетний опыт организации группы кратковременного пребывания детей в детском саду, мы с уверенностью можем сказать, что совместная подготовка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Кроме того, появляется возможность оказать раннюю психолого-педагогическую помощь детям, находящимся в зоне риска по неблагополучию в нервно-психическом развитии, повысить психолого-педагогическую культуру современных родителей.
Наряду с педагогами в работе группы кратковременного пребывания задействованы все специалисты детского сада: учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Такой широкий круг специалистов (на одного ребенка приходится 5 взрослых) способствует повышению педагогической компетентности среди родительской общественности по вопросам воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста, а также постоянной включенности детей за счет смены различных видов деятельности и пространственных локаций.
Все дети, посещающие кратковременную группу, при поступлении в детский сад не только не боятся педагогов и специалистов ДОО, но и испытывают к ним теплые чувства, поскольку эти взрослые были в их жизни на протяжении предшествующего года. У родителей возникает возможность оценить профессиональную компетентность педагогов и специалистов детского сада, возрастает чувство доверия к коллективу по созданию комфортных и безопасных условий развития для каждого ребенка.
Исходя из выше сказанного, работа кратковременных групп, как форма вариативного образования для родителей (законных представителей) способствует:
1. Гармонизации детско-родительских отношений.
2. Установлению сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи.
3. Взаимодействию с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
4. Организации помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
5. Удовлетворению запросов родителей по развитию индивидуальных способностей детей, их всестороннему развитию.
6. Формированию умения ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.
7. Консультированию родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.
Группа кратковременного пребывания в детском саду во всех отношениях оказывает огромную помощь родителям (законным представителям) в правильном и соответствующем воспитании детей.