Татьяна Чемисова
Организация прогулки в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
План
1. Цель и задачи прогулки
2. Виды прогулок
3. Структурные элементы традиционной прогулки
1. Цель и задачи прогулки
Общая цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки :
• оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
• способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
Публикация «Организация прогулки в образовательном учреждении» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• оптимизировать двигательную активность детей;
• способствовать социально-коммуникативному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
2. Виды прогулок
по месту проведения:
• на участке учреждения;
• пешеходные прогулки за пределы участка ОУ (со старшего дошкольного возраста);
• в функциональных помещениях (верандах, проветриваемых пристройках) в ненастные дни;
по содержанию:
• традиционная;
• тематическая («Знакомство с транспортом в морском порту»);
• целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка ДОУ) – наблюдения за жизнью улицы: учить отличать грузовую машину от фургона, знакомство со светофором… ;
• экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1-го раза в месяц);
• поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
3. Структурные элементы традиционной прогулки :
• наблюдение;
• двигательная активность (подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения);
• индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
• трудовые поручения;
• самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения
Это один из главных компонентов прогулки, которому отводится большое место на прогулках. Они должны быть яркими, интересными, проводить нужно ежедневно, но каждый раз предлагать разные объекты для наблюдения. Наблюдения заранее планируются (особо за сезонными явлениями в живой и неживой природе). Важно подводить к элементарным умозаключениям о том, что эти изменения в природе влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Виды наблюдений:
Кратковременные организуются для формирования понятий о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)
Длительные (долговременные) наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений, животных, о сезонном изменении в природе, при этом сравнивая наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (замерзание озера, развитие гороха).
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также индивидуально. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям жизни, у третьих с помощью наблюдений закрепляет цвета неба при заходе солнца и т. д.
Хочется особо отметить тот факт, что у младшего дошкольника наблюдение развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь – это опора на ориентировочные реакции в разных формах (вышли на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что что-то изменилось в окружающей среде. Если запланировано наблюдение за трудом дворника, а на площадку прилетели вдруг пуночки, то, конечно, наблюдаем за птичками, ведь такое не часто случается…Может, что-то остаться незамеченным. Задача взрослого: поддержать стремление замечать изменения в неживой и живой природе.
Наблюдения должны быть не растянутыми по времени, яркими, интересными, содержательными, несущими новизну ( способствуют этому: всплеск положительных эмоций детей при виде объектов, образная речь взрослого, его умение использовать фольклор, который обогащает словарный запас детей, развивают художественно-эстетические чувства детей).
Чтобы продлить интерес детей к рассматриванию, взрослый сам должен быть заинтересован происходящим, не оставлять равнодушными детей, иначе все пройдет вне эффективности.
Наблюдения развивают пытливость, любознательность. Педагог поддерживает интерес детей к приметам времени года, устанавливает совместно с детьми логическую цепочку зависимости от сезонных изменений живой и неживой природы, труда людей, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. Эффективнее (из опыта работы) сравнение наблюдений за неживой природой в течение недели, месяца (зарисовки силы ветра – дерева, осадков, что дает более продуктивную отдачу, работу с символами, сравнение состояния погоды за определенный период времени, обобщения наблюдаемого, подведение к элементарным выводам.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
При организации наблюдений необходимо соблюдать последовательность:
* установка фактов;
* формирование связей между частями объекта;
* накопление представлений у детей;
* проведение сравнений, сопоставлений, установка связей;
* выводы.
Дидактические задания считаются структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста
Дидактические задания непродолжительны, Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено и в начале, и в конце прогулки, а может вплетаться в само наблюдение. Дидактические задания разнообразны, но всегда должен присутствовать игровой элемент (собрать камушки, отобрать по величине, шероховатости, форме, наличию полосок, коричневых вкраплений…; составить из камушков силуэты самолета, лодки, флажка, обязательно должны быть закончены (букет из листьев поставлен в вазу или высушен для гербария, камушки - в коробку для коллекции).
Очень часто дидактические задания переплетаются с трудовыми поручениями: собрали листья – стало чисто.
Двигательная активность
Постоянно и разнообразно должен двигаться ребенок на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит остро. При норме 10 тысяч шагов за день младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200-1500 шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Ведущее место на прогулке отводится играм.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры.
Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (такие, как чижик, городки, серсо с различными видами кольцебросов, с кеглями).
В старших группах - элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную тщательно спланированную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Трудовая деятельность
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий, в процессе которых важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность и инициативу (стоят в углу венички, взять без напоминания и подмести). Работа по приобщению детей к труду – кропотливая, трудоемкая, требующая терпения, творчества самого педагога. 10-20 минут детям очень приятно чувствовать себя соучастником большого дела.
Индивидуальные трудовые поручения
применяются во всех возрастных группах детского сада.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, с горы); конструктивные игры.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», -М. : «Просвещение», 2010.
2. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке – Волгоград : Учитель, 2011. – 330 с.
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду : Методическое пособие/ Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 208с.
4. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.