Черепанова Ирина Сергеевна
Организация профориентационной работы в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Организация профориентационной работы в условиях детского сада.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Публикация «Организация профориентационной работы в условиях детского сада» размещена в разделах
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, обеспечивает вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы поставили для себя следующие задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых;
-учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
Чтобы реализовать поставленные задачи по данной проблеме мы составили план работы, где определили мероприятия. Начали работу с создания и оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Приобрели дидактические пособия – плакат «Профессии» и набор картинок «Профессии»; настольные игры «Знаю все профессии», «Все профессии важны», «Профессии». Сделали картотеку загадок, пословиц и поговорок о профессиях.
Оформили в группе выставку художественных книг и энциклопедий о профессиях, которые ребята с большим удовольствием рассматривают и изучают, оформили материал «Профессии прошлого», где была собрана информация о старых, забытых профессиях, изготовили лэпбук «Профессии».
Пополнили центр сюжетно-ролевых игр такими атрибутами как: набор инструментов для мастерской, поликлиники, парикмахерской и ателье и др.
Пополнили детскую гардеробную специальной одеждой по некоторым профессиям (фотоальбом).
Далее мы продолжили реализовывать работу с детьми по ранней профориентации через различные виды деятельности, используя разнообразные формы и методы:
-через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
-через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы)
-через игровую деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.):
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- через реализацию проектов (проект «Мир профессий»).
На мой взгляд самой интересной и увлекательной деятельностью по реализации ранней профориентации являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети брали на себя роль взрослого и реализовывали свои желания.
Элементарные представления о труде взрослых, дети получили в сюжетно-ролевых играх, в играх-ситуациях: «Ателье», «Парикмахерская», «Кафе», «Автомастерская», «Магазин», «Библиотека», «Поликлиника», «Школа» и др.
В играх дети учатся входить в игровую ситуацию, общаться в соответствии с взятой на себя ролью, соблюдая правила этикета (вежливость, уважение к собеседнику, использовать атрибуты и предметы – заместители.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Ещё дети любят играть в дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник?», «Четвёртый лишний», в ходе которых у детей развивается логическое мышление, память и закрепляются знания о профессиях.
Знакомили ребят с художественной литературой: чтение стихотворений
В. Маяковского «Кем быть», К. Чуковского «Айболит», К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Тихеева «Плотник» и др. Знакомили с пословицами и поговорками о профессиях.
Образовательную деятельность осуществляем в форме бесед с детьми о профессиях своих родителей, где дети делятся со сверстниками о том, кем работают их родители.
Ходили на экскурсии в детском саду: в прачечную, в медицинский кабинет, в кухню. Так же на почту, в магазин, в медпункт, библиотеку, в школу. У некоторых сотрудников брали интервью.
С большим интересом дети слушали и смотрели мультимедийные презентации «Современные профессии» такие как: менеджер, предприниматель, стилист, визажист и др. ; презентации: «Все работы хороши», «Профессии наших родителей» с элементами дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?» и др.
Наблюдая самостоятельную деятельность детей на протяжении этого времени, хочется отметить, что дети с интересом играют в совместные настольные игры, сюжетно-ролевые, рассматривают альбомы профессий своих родителей.
Продуктивная деятельность, именно в этой деятельности ребёнок может отобразить своё творчество и показать его всем и о нем рассказать. Поэтому мы организовывали в группе выставку детского рисунков «Мечтаю стать…», в ходе которой ребята с большим удовольствием рисовали, а затем составляли небольшие рассказы о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Так же лепили из пластилина «Предметы, необходимые для работы для заданной профессии…» н-р хлебобулочные изделия.
Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями своих родителей, сада, с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Совершенно очевидно, что ребёнок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребёнок проявляет интерес к нему.
Провели анкетирование, родительское собрание «Значение ранней профориентации для дошкольников», где ознакомили родителей с целями и задачами данного направления.
Предложили родителям выполнить домашние задания – рассказать своему ребёнку как можно больше о своей профессии и сделать книжку-малышку о профессии родителей.
Также всем было предложено поучаствовать в создании фотоальбома: «Профессии наших родителей» - сделать фото на рабочем месте». В родительском уголке поместили информацию в виде папки-передвижки: «Профориентация детей в дошкольного возраста».
Ко дню матери мы с ребятами оформили фотовыставку «Профессии наших мам».
Работа, которая проводится в детском саду по данной теме имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии.