МААМ-картинки

Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации

Динара Сюльдина
Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации

Аннотация

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги детского образовательного учреждения ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Публикация «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Annotation

Modern pedagogy has significantly changed the attitude of adults to children. The child’s level of development becomes a measure of the quality of the teacher’s work and the entire educational system as a whole. Teachers of a children’s educational institution focus not only on preparing for school, but also on preserving a full-fledged childhood in accordance with the psychophysical characteristics of a developing personality. Adults should not only pay attention to the formation of knowledge, skills and abilities of a preschooler and his adaptation to social life, but also teach through a joint search for solutions, provide the child with the opportunity to master knowledge independently. A unique means of ensuring cooperation, co-creation of children and adults, a way of implementing a personality-oriented approach to education is the design method.

The use of the project method in preschool education makes it possible to significantly increase the independent activity of children, develop creative thinking, the ability of children to independently find information about an interesting subject or phenomenon in various ways and use this knowledge to create new objects of reality. In addition, it makes the educational system of the preschool open to the active participation of parents.

Project activities in the educational process of the preschool educational institution are of the nature of cooperation, in which both children and teachers of the preschool educational institution participate, as well as parents who can be not only sources of information, real help and support for the child and the teacher in the process of working on the project, but also become direct participants in the educational process.

The relevance of using the project method is also evidenced by the fact that it is mentioned in the context of the humanization of education, problem-based and developmental learning, pedagogy of cooperation, personality-oriented and activity-based approaches, etc. Respect for the child, acceptance of his goals, interests, creation of conditions for development are indispensable conditions for a humanistic approach. Therefore, this problem is relevant not only for kindergarten, but also for society as a whole.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

Keywords : project activity, project, project method, preschool educational institution (pre-school).

Введение

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. [5]

Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. [2]

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. [8]

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. [4]

Методические рассуждения

В современном образовании акцент сместился с «приобретения знаний» учащимися на отработку их навыков. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов [2].

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. [3]

Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У. Х. Килпатрика, В. Н. Шульгина, М. В. Купенина, Б. В. Игнатьева и др. ; современных ученых, исследователей – Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, Г. И. Кругликов, В. В. Гузеев и другие.

Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Е. С. Полат, Н. В. Матяш и других ученых России.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркиной [1].

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг. Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина,Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. [9]

Исследования ученых-методистов в области естественно - научных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, В. А. Самкова, Т. И. Шамова и др.).

Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др., но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. (Полат Е. С., Сергеева И. С. и др.) [7].

Раскрытие сущности проектного метода обучения содержатся в работах Гузеева В. В. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Педагог дает детям задачу, представляя исходные данные и описывая ожидаемые результаты. Все остальное делают сами дети : ставят промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют действия.

Другой подход к рассмотрению метода проектов находится в работах Селевко Г. К. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий [6].

Так, Селевко Г. К. этот метод представляет как:

1) вариант технологии проблемного обучения;

2) комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

3) способ группового обучения;

4) способ организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся;

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования. Однако для дальнейшей работы было сформулировано общее понятие [8].

Проект преимущественно самостоятельная деятельность обучающихся, призванная решить личностно значимую для дошкольника проблему, с помощью ее последовательной разработки и поиска оптимального решения, итогом которой является изготовление практического или интеллектуального продукта.

Таким образом, как следует из исследований ученых-методистов в различных областях науки, проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности. Также хотелось бы отметить, что В. В. Гузеева отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения.

Список литературы

1. Байрамова Э. Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 3. - С. 40-41.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. - 2005. - № 4. С. 58.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - СПб. : Мозаика-Синтез, 2010. - 238с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.

5. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. - С. 14.

6. Кузнецова С. В. Проектирование развития ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.

7. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. – М. : АРКТИ, 2010 г. - 78 с.

8.. Урмина И. А., Данилина Т. А. Инновационная деятельность в ДОУ. - М. : Линка-пресс, 2009. - 319 с.

9. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2003. - 219 с.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Организация проектной деятельности «Очень интересные родителей профессии» Организация проектной деятельности на тему: «Очень интересные родителей профессии». Цель проекта: познакомить детей с разнообразием профессий.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Организация проектной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Организация проектной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Составила проект: Пшеничнова.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО для выступления на РМО по начальной школе Одной из задач современной школы в условиях внедрения ФГОС является создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование.

Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности)Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности) Задачи: расширить представления детей о малой Родине; приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 17:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Динара Сюльдина (УИ 525733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД