Инна Пегова
Организация поисковой деятельности дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Дошкольники – прирожденные исследователи. Задача дошкольников проявлять стремление к экспериментам, любознательность, желание находить решение проблемной ситуации, а задача педагога – не препятствовать этому, а создать условия и активно помогать.
Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, сначала это простые эксперименты с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные способности, простые орудийные действия. В период детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождаются игрой, продуктивную деятельность, накапливается небольшой, но опыт.
Публикация «Организация поисковой деятельности дошкольника» размещена в разделах
К старшему возрасту познавательно – исследовательская деятельность выходит на новый уровень, ребенок осознанно намерен понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность детей проходит в естественной форме экспериментирования с предметами и появляется интерес задавать вопросы почему? зачем? как?
Организация поисково-познавательной работе с детьми идет по трем направлениям:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, сезонные изменения)
2. Человек (человек – живой организм, пользователь природы)
3. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, природные явления, Космос, Солнечная система)
4. Физические явления (цвет, звук, земное притяжение, электричество)
5. Рукотворный мир (материал и его свойства, предметы – результат деятельности человека)
При организации поисково-исследовательской деятельности используются понятные, доступные и интересные методы исследования:
1. Опыты
2. Коллекционирование
3. Путешествие
4. Путешествие «во времени»
При обучении детей огромное значение имеет развитие познавательного интереса. Для того чтобы поддерживать любознательность, стремление наблюдать, экспериментировать, необходимо привлечь детей к познавательно – поисковой деятельности. Это один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Такая деятельность может присутствовать во всех областях знаний. Здесь открывается простор для творчества и исследования, дети могут экспериментировать, наблюдать, делать выводы. Главное не сдерживать инициативы, самостоятельности детей, помогая, организуя их деятельность так, чтобы дети радовались своим достижениям и стремились к новым открытиям.
Дети с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Дети – исследователи по своей природе, прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде. Для того, чтобы дети получили более полные знания и целостные представления об окружающем мире, чтобы отвечать на все интересующие вопросы, осуществлять личностный и индивидуальный подход к каждому. Материал, который используется педагогом, должен быть доступный, соответствовал возрасту, информация для детей – доступна, понимаема.
Для решения поставленной цели можно решить такие задачи:
• Создавать условия для формирования у детей способности видеть разнообразие мира.
• Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность, имение отстаивать свою точку зрения
• Развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
• Воспитывать любовь к природе и проживания в гармонии с природой
• Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов.
• Знакомить с различными свойствами веществ.
• Знакомить с основными видами и характерными движениями.
• Развивать представления об основных физических явлениях.
• Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
• Формировать опыт выполнения правил безопасности при проведении физических экспериментов.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерских отношений между педагогом и детьми, исследования доступны и привлекательны для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Материал для наших исследований нам помогают собирать родители.