Старикова Вера
Организация коррекционной работы в условиях Дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему:
Организация коррекционной работы в условиях Дома Ребёнка
Контингент Дома ребёнка – это настолько сложная и разнообразная группа детей, что она порождает полярные мнения о возможностях и путях организации учебно-воспитательного процесса, т. к. в эту группу попадают дети и с нормальным развитием и с тяжёлыми вариантами различной патологии. Только специалисты знают, как сложно бывает порой оказать реальную квалифицированную помощь каждому конкретному ребёнку. Большие проблемы возникают с определением содержания педагогической работы, т. к. нередко при организации работы во главу угла ставятся расчёты времени специалистов, а не реальные потребности детей. При таком подходе вместо содружественной работы, нацеленной на достижение максимально возможного положительного результата в коррекционном воздействии на ребёнка происходит разобщённое общение специалистов в соответствии с графиком работы и чётким выделением функционала.
Публикация «Организация коррекционной работы в условиях Дома ребёнка» размещена в разделах
Безусловно, от специалистов требуется чёткость и определённость в работе, но они могут быть достигнуты лишь за счёт целеполагания, профессионализма, высокого качества работы.
Одним из приоритетных направлений в повышении уровня образовательного развития ребёнка является скоординированная работа всех служб Дома ребёнка.
Актуальной проблемой деятельности современного Дома ребёнка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующей схеме:
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года, раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребёнка.
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативных навыков).
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребёнка.
В программе комплексной реабилитации выделяются основные направления коррекционно-развивающего воздействия и педагогического сопровождения:
--- формирование самосознания «Я и окружающий мир» (начальный этап, когда ребёнок усваивает жизненные впечатления через накопление чувственного опыта. При этом главенствующую роль играет поэтапное становление моторных функций, их совершенствование и дифференциация (на первом году жизни) и сенсомоторное развитие ребёнка (от одного года до трёх лет, являющееся основой для развития первичных представлений и активных форм общения;
--- формирование навыков общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, предметный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях);
--- создание оптимальных условий для компенсации первичного дефекта и предупреждение вторичных дефектов : формирование сенсомоторного, языкового уровней речи, развитие фонетико-фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы и др.).
Основные условия организации педагогического процесса:
• Ранние сроки начала логопедической и дефектологической работы;
• Непрерывность и последовательность применяемых методик, т. е. регулярность проведения занятий;
• Использование ритуалов, помогающих наполнить эмоциональным содержанием общение и занятия; все физические контакты должны получать коммуникативное значение;
• Создание такой предметно-игровой среды, которая стимулировала бы осознание мира и развитие когнитивных способностей;
• Сочетание подгрупповых и индивидуальных форм работы.
Формы и методы организации коррекционно-развивающих занятий с детьми от 1,5 до 3 лет.
Организация деятельности осуществляется с учётом уровня развития, на котором находится ребёнок к моменту начала обучения.
Работу, направленную на формирование первичных представлений об окружающем мире, мы начинаем с выделения предмета из окружающего мира, т. е. с организации ощущений и восприятия.
Организуя зрительное восприятие, мы последовательно используем реальные предметы, их заместители (игрушки) и плоскостные изображения (предметные картинки).
Организация слухового восприятия осуществляется на материале неречевых звуков по двум направлениям:
- активизация акустического внимания и памяти по основным параметрам – произвольность и устойчивость;
- формирование двигательно-слуховых связей.
Формирование представлений о пространстве осуществляется по трё м направлениям:
-организация сомато-пространственного гнозиса;
- формирование ориентировочно-поисковых движений взора;
-развитие зрительно-моторной координации.
Формирование представлений о количестве осуществляется в процессе различных видов деятельности, когда возникает необходимость объединения предметов и составления множеств, выделения заданного количества предметов, сопоставления множеств.
Временные категории формируются в процессе усвоения детьми представлений о продолжительности событий, их последовательности.
Формирование сенсомоторного механизма речи осуществляется с использованием массажа и пассивно-активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
Перспективное и календарное планирование.
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией системы скоординированных занятий учителя-дефектолога, воспитателя, специалиста по ЛФК, психолога и др. В основе такой чёткой организации находится планирование работы, осуществляемое как в перспективных целях, так и для ежедневной работы. Именно перспективное и календарное планирование позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.