Марина Вертинская
Организация коррекционной работы на уроках в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Нарушение зрения (или полная его потеря) влияет на весь ход психофизического развития детей. Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире.
Публикация «Организация коррекционной работы на уроках в первом классе» размещена в разделах
Основная коррекционная задача, которую я ставлю перед собой – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объема и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создает возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета.
В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:
• двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (мозаика, лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, нанизывание пуговиц, бусин, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);
• ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);
• памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр и др.);
• всех видов мышления;
• развитие сенсорных способностей ребенка;
• активизации познавательной деятельности;
• всех видов речевой деятельности.
В основе работы над лексико-грамматическим строем лежит компенсация пробелов в чувственном восприятии окружающей действительности, которые вытекают из нарушения зрения.
Правильное восприятие предметов и явлений облегчает предварительная словесная обрисовка обследуемого объекта, постановка вопросов, направляющих внимание учеников на выделение существенных признаков, свойств и качеств, предъявление предметов в определенной системе отношений. В связи с накоплением предметных представлений усваиваются новые слова. Обогащение словарного запаса проводится также путем знакомства детей с различными способами словообразования.
Работа над грамматическими формами начинается с простых предложений, продолжается со сложными предложениями, и заканчивается развитием связной речи. Основная форма работы над связной речью – свободные самостоятельные высказывания учащегося.
Для успешного овладения графемой ребенок должен иметь дифференцированные представления графических начертаний букв. Знакомство с буквой проводится путем анализа элементов, сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами. Наиболее эффективным приемом по запоминанию букв является конструирование букв и реконструирование их путем незначительных изменений в сходную. Использую также метод «пассивных движений», при котором учитель направляет движение руки ученика («рука в руке», прописывание по карандашу.
Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно, дать возможность писать медленно.