Анна Агафонова
Организация книжного уголка в разновозрастной группе детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество детей разновозрастной группы обладает огромным воспитательным потенциалом. Оно особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Я работаю с детьми от 4 до 6 лет, поэтому особое внимание уделяю организации книжного уголка, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Публикация «Организация книжного уголка в разновозрастной группе детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
В нашей группе книжный уголок уютный, привлекательный и располагающий детей к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Он расположен вдали от мест игр детей, у окна, достаточно освещён. Рядом стол и несколько стульев. Книги размещены на полках в свободном доступе. Ребята старшей группы дежурят в уголке, они выдают книги по просьбе детей помладше, отвечают за них, следят за порядкам.
Дети берут понравившуюся книгу, подолгу рассматривают иллюстрации в ней, обмениваются мнениями о содержании с другими детьми.
По соседству с книгами находится театральный уголок, который оснащен различными видами театра: пальчиковый, магнитный, настольный и варежковый и другие. Имеется настольная ширма.
В совместной деятельности привлекаю детей к участию в драматизации. Провожу коллективные инсценировки знакомых сказок, это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Но и самостоятельно дети разыгрывают сценки из знакомых сказок с помощью театра.
Самодельная книга - это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то красивого и полезного. Чтобы пополнить книжный уголок, я решила предложить родителям и детям моей группы разнообразить его : изготовить "Книжки - малышки" и нарисовать рисунки по их самой любимой сказке. Все участники подошли творчески к моему предложению. Работ оказалось так много, что я решила оформить альбом «Здравствуй сказка», в которую собрала все рисунки. А книжки-малышки, заняли важное место, на полке нашего книжного уголка. Как они выглядят вы видите на слайде.
Приобретению знаний по литературе способствуют дидактические игры, которые я сделала сама: «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по русским народным сказкам», «Подбери заплатку», а также и приобретенные, такие как: лото «Сказочные герои», пазлы по известным сказкам, «Ассоциации: угадай сказку». Составила картотеку словесных и пальчиковых игр по русским народным сказкам.
Ребята с большим интересом играют в настольные игры. Кто-то выбирает для себя посложнее, а кто-то по легче. Старшие помогают в выборе игры младшим, объясняют правила.
Составить рассказы и вспомнить сказки дети могут с помощью схем, мнемотаблиц, сюжетных картинок.
Приобщая ребят к чтению художественной литературы, знакомлю с новыми сказками (к которым не пропадает интерес, поэзией, произведениями поэтов и писателей России и зарубежных стран. Ребят ждут книги Михалкова, Заходера, Барто, Чуковского, Пушкина, Ш. Перро, Братьев Гримм и других авторов. После прочтения произведения младшим ребятам задаю по тексту не сложные вопросы, старшим по сложнее.
Продолжая знакомить детей с малыми формами фольклора - русскими народными потешками, загадками, считалками, скороговорками, воспитываю у них любовь к русскому народному творчеству.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги В. Сутеева, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но развивает способность чувствовать и понимать юмор. Если к книге пропадает интерес, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем книга находится в уголке 2-2.5 недели. Когда происходит смена книг, то сразу сообщаю детям и приглашаю в уголок для ознакомления с новыми произведениями.
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к ней. Есть такая литература, перелистывать и рассматривать которую, ребята готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Это книги о животном мире, зоологические альбомы. Детям нравится приносить в группу свои книжки, они с таким воодушевлением рассказывают о ней. Вот так у нас появилась коллекция на тему: «Животные леса».
Имеются тематические альбомы для рассматривания, с картинками-объектами и сюжетными изображениями ближайшего окружения, их я выставляю, придерживаясь темы недели и возраста детей. Тут же книги и энциклопедии, которые помогают детям узнавать информацию из разных сфер жизни, учат их логически рассуждать.
3-4 раза в год в уголке устраиваем тематические выставки, цель которых углубить литературные интересы детей. В данном случае это выставка книг на зимнюю тему. Когда я читаю детям литературные произведения, то даю понятие о том, кто написал сказку, стихи или рассказ, знакомлю с писателями, показывая их портреты. Со старшими дошкольниками провожу работу по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Потом эти ребята в свободной деятельности делятся знаниями с детьми помладше.
Книги в книжном уголке должны иметь эстетичный вид. Я считаю, что использование рваных и истрёпанных книг недопустимо, т. к книжки должны своим внешним видом привлекать детей, вызывать желание взять их в руки и получить удовольствие от процесса общения с ними. Чтобы книги дольше служили, я формирую у детей устойчивые навыки бережного к ним отношения. Ребятам младшего возраста каждый раз напоминаю правила. Для этого в уголке есть памятка «Правила обращения с книгой» на случай, если кто-то вдруг забудет. Так же есть «Алгоритм ремонта книг» и «Книжная больничка». Починкой книг занимаются ребята старшей группы, они показывают детям среднего возраста способы ремонта книги, привлекая их к несложному подклеиванию переплета.
Дети подрастают, и наш уголок будет меняться вместе с ними. У меня уже появились новые идеи, которые обязательно воплотятся в жизнь!
Таким образом, книжный уголок является неотъемлемой частью образовательного процесса группы, в нем учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, их предпочтения.
Спасибо за внимание!