Анна Агафонова
Организация книжного уголка в разновозрастной группе детей 4–6 лет
Сотрудничество детей разновозрастной группы обладает огромным воспитательным потенциалом. Оно особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Я работаю с детьми от 4 до 6 лет, поэтому особое внимание уделяю организации книжного уголка, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Публикация «Организация книжного уголка в разновозрастной группе детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
В нашей группе книжный уголок уютный, привлекательный и располагающий детей к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Он расположен вдали от мест игр детей, у окна, достаточно освещён. Рядом стол и несколько стульев. Книги размещены на полках в свободном доступе. Ребята старшей группы дежурят в уголке, они выдают книги по просьбе детей помладше, отвечают за них, следят за порядкам.
Дети берут понравившуюся книгу, подолгу рассматривают иллюстрации в ней, обмениваются мнениями о содержании с другими детьми.
По соседству с книгами находится театральный уголок, который оснащен различными видами театра: пальчиковый, магнитный, настольный и варежковый и другие. Имеется настольная ширма.
В совместной деятельности привлекаю детей к участию в драматизации. Провожу коллективные инсценировки знакомых сказок, это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Но и самостоятельно дети разыгрывают сценки из знакомых сказок с помощью театра.
Самодельная книга - это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то красивого и полезного. Чтобы пополнить книжный уголок, я решила предложить родителям и детям моей группы разнообразить его : изготовить "Книжки - малышки" и нарисовать рисунки по их самой любимой сказке. Все участники подошли творчески к моему предложению. Работ оказалось так много, что я решила оформить альбом «Здравствуй сказка», в которую собрала все рисунки. А книжки-малышки, заняли важное место, на полке нашего книжного уголка. Как они выглядят вы видите на слайде.
Приобретению знаний по литературе способствуют дидактические игры, которые я сделала сама: «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по русским народным сказкам», «Подбери заплатку», а также и приобретенные, такие как: лото «Сказочные герои», пазлы по известным сказкам, «Ассоциации: угадай сказку». Составила картотеку словесных и пальчиковых игр по русским народным сказкам.
Ребята с большим интересом играют в настольные игры. Кто-то выбирает для себя посложнее, а кто-то по легче. Старшие помогают в выборе игры младшим, объясняют правила.
Составить рассказы и вспомнить сказки дети могут с помощью схем, мнемотаблиц, сюжетных картинок.
Приобщая ребят к чтению художественной литературы, знакомлю с новыми сказками (к которым не пропадает интерес, поэзией, произведениями поэтов и писателей России и зарубежных стран. Ребят ждут книги Михалкова, Заходера, Барто, Чуковского, Пушкина, Ш. Перро, Братьев Гримм и других авторов. После прочтения произведения младшим ребятам задаю по тексту не сложные вопросы, старшим по сложнее.
Продолжая знакомить детей с малыми формами фольклора - русскими народными потешками, загадками, считалками, скороговорками, воспитываю у них любовь к русскому народному творчеству.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги В. Сутеева, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но развивает способность чувствовать и понимать юмор. Если к книге пропадает интерес, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем книга находится в уголке 2-2.5 недели. Когда происходит смена книг, то сразу сообщаю детям и приглашаю в уголок для ознакомления с новыми произведениями.
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к ней. Есть такая литература, перелистывать и рассматривать которую, ребята готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Это книги о животном мире, зоологические альбомы. Детям нравится приносить в группу свои книжки, они с таким воодушевлением рассказывают о ней. Вот так у нас появилась коллекция на тему: «Животные леса».
Имеются тематические альбомы для рассматривания, с картинками-объектами и сюжетными изображениями ближайшего окружения, их я выставляю, придерживаясь темы недели и возраста детей. Тут же книги и энциклопедии, которые помогают детям узнавать информацию из разных сфер жизни, учат их логически рассуждать.
3-4 раза в год в уголке устраиваем тематические выставки, цель которых углубить литературные интересы детей. В данном случае это выставка книг на зимнюю тему. Когда я читаю детям литературные произведения, то даю понятие о том, кто написал сказку, стихи или рассказ, знакомлю с писателями, показывая их портреты. Со старшими дошкольниками провожу работу по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Потом эти ребята в свободной деятельности делятся знаниями с детьми помладше.
Книги в книжном уголке должны иметь эстетичный вид. Я считаю, что использование рваных и истрёпанных книг недопустимо, т. к книжки должны своим внешним видом привлекать детей, вызывать желание взять их в руки и получить удовольствие от процесса общения с ними. Чтобы книги дольше служили, я формирую у детей устойчивые навыки бережного к ним отношения. Ребятам младшего возраста каждый раз напоминаю правила. Для этого в уголке есть памятка «Правила обращения с книгой» на случай, если кто-то вдруг забудет. Так же есть «Алгоритм ремонта книг» и «Книжная больничка». Починкой книг занимаются ребята старшей группы, они показывают детям среднего возраста способы ремонта книги, привлекая их к несложному подклеиванию переплета.
Дети подрастают, и наш уголок будет меняться вместе с ними. У меня уже появились новые идеи, которые обязательно воплотятся в жизнь!
Таким образом, книжный уголок является неотъемлемой частью образовательного процесса группы, в нем учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, их предпочтения.
Спасибо за внимание!