Лебедева Ольга Сергеевна
Организация и содержание учебной работы по волейболу в общеобразовательной школе
В настоящее время общеобразовательные школы РФ работают по новой учебной В программе по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Вполне естественно, это потребовало несколько иного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, помочь ему в самоопределении. При этом необходимо опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения.
Публикация «Организация и содержание учебной работы по волейболу в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Волейбол для детей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Программа 1993 года предлагает обучение технико-тактическим действиям четырех игр: баскетболу, волейболу, гандболу и футболу (для мальчиков). Из предлагаемых четырех спортивных игр каждая школа выбирает одну и начинает обучение данной игре с пятого класса. Этот выбор обуславливается наличием соответствующей учебно-спортивной базы, подготовленностью учителя и традициями школы.
За семилетний срок обучения, с пятого по одиннадцатый классы, ученики должны научиться хорошо играть в одну из спортивных игр.
Для наиболее успешного решения данной задачи необходимо предвидеть весь ход учебного процесса, последовательность его по годам обучения, использование наиболее целесообразных средств, методов, приёмов, условий и, наконец, его результаты. Большую помощь в этом оказывает планирование учебной работы. В основе планирования лежат учебный план школы и «Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». На основе программы составляем годовой план-график прохождения учебного материала и календарно-тематический план-график на каждую четверть.
Как правило, в годовом плане предусмотрено изучение волейбола в первой, третьей четвертях или только в третьей. Это зависит от выбора учителя.
Программный материал по волейболу предусматривает овладение техникой и тактикой игры, овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
На основе программного материала по волейболу составляется календарно-тематический план на третью четверть. При составлении данного документа учитель должен учитывать следующие моменты:
- На каждом уроке необходимо ставить перед учащимися образовательные задачи;
- составлять планирование надо начинать с основной части урока;
- совершенствование навыков предшествует обучению новых более сложных
движений;
- начинать обучение надо с ознакомления с двигательным навыком;
- не должно быть перерывов в обучении;
- избегать при планировании отрицательного переноса навыка;
- обязательно в каждый урок включать материал для развития физических качеств
волейболиста;
- в старших классах время на развитие двигательных качеств составляет 50% времени
основной части урока;
- в четверти должно быть 4-6 контрольных нормативов.
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной работы по физической культуре на 200_/ 200_ год (6 класс)
Волейбол- 18 часов
Задачи:
1. Совершенствовать технику стоек и перемещений.
2. Совершенствовать технику приема двумя руками снизу, стоя на месте.
3. Совершенствовать технику передачи двумя руками сверху, стоя на месте
4. Продолжить обучение технике нижней прямой подачи.
5. Продолжить обучение технике прямого нападающего удара.
6. Обучить технике передачи мяча двумя руками сверху после перемещений.
7. Обучить технике приёма мяча двумя руками снизу после перемещений.
8. Обучить технике передачи мяча над собой.
9. Освоить позиционное нападение без изменения позиций.
10. Воспитывать специальные физические качества: быстроту, скоростно-силовые
качества, игровую выносливость, координацию движений.
И. Воспитывать внимание, настойчивость, выдержку, чувство ответственности, быстроту реакции, быстроту ответных действий.
12. Укреплять опорно-двигательный аппарат.
13. Совершенствовать все системы и функции организма.
14. Выполнить учебные нормы по формированию двигательных умений, навыков,
воспитанию физических качеств.
Продолжением планов является конспект урока, который составляется на основе четвертного календарно-тематического плана. Конспект наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию урока. При составлении конспекта необходимо учитывать следующие требования:
1. Краткость и чёткость постановки задач.
2. В конспекте должно быть раскрыто не более одной образовательной задачи.
3. Размеры граф 2 и 4 должны быть одинаковыми или даже 4 графа больше.
4. Строго соблюдать последовательность изложения материала в различных частях
урока:
а) подготовительная часть (построение, постановка задач, строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие и подготовительные упражнения,
комбинации из разученных элементов перемещений и т. д.);
б) основная часть (сначала дается материал на повторение или совершенствование, затем на продолжение обучения; если сложный новый материал, то с него надо начинать основную часть, заканчивается основная часть всегда игрой- подвижной или учебной; на решение образовательной задачи давать не более 3-4 упражнений, соблюдая принцип от простого к сложному);
в) заключительная часть (начинается с построения или перестроения, упражнения на внимание, восстановление и т. д. ; вместо этих упражнений можно внести малоподвижную игру). Заканчивается конспект подведением итогов урока и указанием домашнего задания,
5. Дозировка упражнений дается во времени в количестве раз.
6. Методические указания основываются на причинах, вызывающих ошибку, на каждое упражнение должно быть одно методическое указание.
От правильного составления конспекта зависит качество проведения урока. Учебный материал надо планировать так, чтобы с первых уроков прививать учащимся тактическую грамотность волейболиста. Если это не соблюдать, то научить играть в волейбол невозможно. Большое место здесь отводится подготовительным к волейболу подвижным играм.