Марина Мартынюк
Организация двигательной активности в ДОУ посредством физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Организация двигательной активности в ДОУ посредством физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Организация двигательной активности в ДОУ посредством физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из важнейших задач определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Любая деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм ребенка. Он быстро утомляется, снижается концентрация внимания и ребенок теряет интерес, что отрицательно сказывается на эффективности.
В современном мире эта проблема стоит особенно остро, так как двигаются дети все меньше, а сидят все больше – сначала на занятиях, а потом дома – перед телевизором, телефоном, компьютером. Как следствие снижения двигательной активности мы можем отметить, что все большая часть детей имеют проблемы со здоровьем. Как же привить детям и родителям любовь к движению?
В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие «здоровьесберегающие технологии», о важности таких технологий стимулирования и сохранения здоровья как физкультминутки (динамические паузы, пальчиковые игры и дыхательная гимнастика я хочу вам рассказать.
Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на улучшения самочувствия детей, повышения внимания, предупреждение утомляемости, коррекции нарушений осанки.
Ежедневно, как в повседневной деятельности, так и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, изодеятельности я провожу физкультминутки (динамические паузы). Сигналом к необходимости проведения такой паузы служит снижение внимания и утомляемость детей. Длительность физкультминутки 2-3 минуты, подбираются они в соответствии с недельной тематикой, часто музыкальным сопровождением. Проговаривание стихов во время физкультминутки развивает слуховое внимание, делает речь ребенка громкой, четкой и эмоциональной. Физкультминутки так же являются прекрасным средством переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность, создать положительный эмоциональный фон.
Наряду с динамическими паузами популярностью у детей пользуются пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики, которые можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при проведении непосредственной образовательной деятельности.
Знакомство детей с пальчиковыми играми я начинаю с простых движений – сгибания и разгибания пальчиков, используя для этого массажные мячики или резиновые игрушки. Перед тем как обучить детей новой игре играю в нее сама, добиваясь четкости и синхронности движений – только при соблюдении этих условий достигается максимальный эффект, от небрежных и вялых движений пользы немного. Слова текста, сопровождающего пальчиковую игру, произносятся, эмоционально, максимально выразительно, громко и четко, движения следует выполнять синхронно с текстом. В младшем возрасте дети любят играть в такие игры, как «Мы капусту рубим - рубим…», «Этот пальчик-мама…», «Замок».
Важной составляющей формирования здоровья дошкольника детском саду является и дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики насыщают кислородом все органы организма, повышают сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям, улучшают обменные процессы, при правильном дыхании больше пользы приносят и физические упражнения. Знакомство с элементами дыхательной гимнастики в младшем возрасте целесообразно начинать с таких игр как «Оркестр», «Подыши на зеркало», «Загони шарик в воротца», «Листопад», «Мыльные пузыри» Непосредственно дыхательную гимнастику я провожу как на прогулке, так и после дневного сна, в хорошо проветренном помещении, подбирая упражнения из комплекса А. Н. Стрельниковой. Особенно детям младшего возраста нравятся такие упражнения как «Насос», «Ладошки», «Ушки».
Применение этих технологий в повседневной работе создает у детей устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Воспитатель МБДОУ № 52 "Лебедушка" г. Брянск