Наталья Воронцова
Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры на прогулке
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но она не всегда реализуется на должном уровне. В настоящее время часто ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду – увеличивается продолжительность образовательных занятий за счет дополнительных с преобладанием статических поз, дети много времени проводят за конструированием, рисованием, а дома – за просмотром телепередач и т. д. В связи с этим у детей могут формироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
Публикация «Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр на прогулке» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.
Одним из путей развития двигательных умений и навыков у дошкольников является использование подвижных игр на прогулке. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются широкие возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование гармонично развитой личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых качеств личности ребенка.
В предлагаемой детям подвижной игре часто могут решаться несколько задач:
• Повышение эмоционального тонуса каждого из детей,
• Удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях,
• Уточнение знаний о различных объектах,
• Ориентировка в окружающем,
• Умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с правилами игры.
Примерный подбор подвижных игр на прогулке для детей младшего дошкольного возраста
[/b]
Лето
[/i]
При подборе игр и упражнений важно учитывать время года, погодные условия и место проведения. В теплый период года (май, июнь, июль, август, сентябрь) обязательны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, на скорость, разные игры с элементами соревнований, несложные игры-эстафеты, для организации которых требуется много свободного места. В сочетании с подвижными играми в этот период целесообразно использовать упражнения в прыжках, лазании, метании, бросании и ловле мяча.
1. Цыплята и собачка Цель: упражнять детей в выполнении разных действий, в лазании и подлезании под шнур.
2. Музыкальные ребята Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.
3. Козлята и волк Цель: учить выполнять действия по ходу сказки.
4. Зайка серый Цель: учить действовать согласно словам текста.
5. Гуси Цель: учить детей диалоговой речи.
6. Кошка и мышки Цель: учить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать тихо, как мышки.
7. Мой козлик Цель: учить детей понимать смысл сказанного, правильно выполнять действия.
8. Каравай (музыкальная игра) Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.
9. Бусинки Цель: учить медленно двигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.
10. Слышим-делаем Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых стихотворных текстов.
Осень и весна
[/i]
Поздней осенью или ранней весной (ноябрь, март, апрель, когда выпадает слишком большое количество осадков, в содержание прогулки целесообразно вводить разные игры с мячом, с обручами и др. Их можно организовывать под навесом или на высохшей части участка.
1. Листопад Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; конкретизировать понятие «листопад».
2. Вейся, венок! Цель: учить детей водить хоровод.
3. По узенькой дорожке Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный или из обручей).
4. Беги к тому, что назову Цель: напомнить названия предметов, обучить бегать «стайкой», соблюдать правило уметь слушать взрослого.
5. Лохматый пес Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
6. У медведя во бору Цель: учить действовать согласно словам текста.
7. Раздувайся, пузырь! (вариант: Раздувайся, мой шар) Цель: учить выполнять движения, образуя круг; упражнять детей в произношении звука «ш».
8. Поедем в лес Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку.
9. Птички и дождик Цель: учить действовать по команде взрослого; упражняться в произношении звуков.
10. Вышли дети в садик (по стихотворению Л. Кондрашенко) Цель: уточнять с детьми, кто как подает голос. Учить действовать согласно тексту.
11. Птички, раз! Птички, два! Цель: упражнять детей в выполнении движений, учить детей счету.
12. Непослушный козел (по мотивам русской народной песни «Как у бабушки козел…») Цель: учить эмоциональной выразительности речи, выполнять действия согласно тексту.
13. Два гуся Цель: учить выполнять имитационные движения по ходу игры.
14. Веселый воробей (по стихотворению М. Клоковой «Зима пришла») Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
15. Солнечные зайчики (по стихотворению А. Бродского «Солнечный зайчик») Цель: уточнять с детьми направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
16. Цыплята (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята») Цель: учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц.
17. Мы веселые ребята Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.
18. Ой, что за народ? (по материалам музыкальной игры И. Плакиды) Цель: учить двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам.
19. Кто как кричит? (по стихотворению А. Барто) Цель: уточнять, кто как подает голос).
20. Колобок (инсценировка сказки; варианты: «Теремок», «Снегурушка и лиса») Цель: способствовать активному запоминанию текста сказки, произношению знакомого текста с разной интонацией.
Зима
[/i]
В зимнее время целесообразно проводить подвижные игры и упражнения с использованием природных условий. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, метание снежков, спуск с горки и т. п.)
1. Дед Мороз Цель: прививать умение выполнять характерные движения.
2. Снег кружится (по стихотворению А. Барто) Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
3. Собачка и воробьи (по мотивам белорусской песенки) Цель: закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
4. На елку Цель: научить имитировать характерные движения зверушки.
5. Ворона и собачка Цель: учить подражать движениям и звукам птиц,; двигаться, не мешая друг другу.
6. Коза рогатая Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами текста
7. Заинька, выйди в сад Цель: учить действовать в соответствии со словами взрослого.
8. Паровозик (по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской) Цель: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.
9. Ладушки-оладушки Цель: учить по-разному хлопать в ладоши, вести счет: раз, два.
10. Мыши водят хоровод Цель: упражнять в выполнении движений.
Примерный перечень рекомендуемой литературы:
1. Детские подвижные игры / Под ред. Е. В. Коневой
2. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
3. Подвижные игры для детей: Опыт поколений / А. Симонович, Е. Горбунова, Н. Шмидт, Т. Малахова
4. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений
5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада
6. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И. Е. Аверина