Наталия Кочеткова
Организация досуговой деятельности детей
▼ Скачать
На современном этапе развития общества педагогической наукой определена проблема организации досуговой деятельности подрастающего поколения. В то же время и у народной педагогики имелись такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Многие отечественные педагоги – исследователи И. П. Сахаров, Терещенко, Е. А. Авдеева исследовали достояние народного фольклора, пытаясь «оживить» его, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт исследователей и педагогов практиков В. Ф. Кудрявцева, Д. Н. Садовникова, И. Голышева, Ф. Д. Нефедова, В. Секретова, Е. Добрынкиной, П. П. Чубинского, Я. Ф. Головацкого показал, что досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Современный человек только тот может быть успешен в жизни который целенаправленно может организовать свою досуговую деятельность направленную на расширение интереса развитие своих способностей. А готовить человека к самостоятельной деятельность педагоги должны уже с раннего детства.
Публикация «Организация досуговой деятельности детей» размещена в разделах
Для того чтобы дать определение понятию досуг, необходимо обратиться к толкованиям различных словарей и исследованиям достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, педагогики, психологии.
Определение досуг дано в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, по его мнению, это – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела.
В большой советской энциклопедии дана следующая трактовка досуговой деятельности : досуг это – свободное время.
В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова дано определение досугу – как время, не занятое работой или другим делом.
В социологии досуг рассматривался как синоним понятия свободное время.
В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия досуг внесли такие отечественные теоретики как М. Г. Бушканец, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др. ими рассматривался досуг как предоставляемая человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.
Исследования отечественных педагогов показали, что в настоящее время нет общепринятого определения этого понятия. Выше перечисленными теоретиками установлено, что досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой деятельности.
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в их воспитании. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период дошкольника характеризует эмоциональность, активность, проявление интереса, что позволяет ему приобщиться к культуре.
Перед воспитателями стоят задачи направленные на изучение выбора и использования разнообразных средств, методов и приёмов организации досуговой деятельности дошкольников. К эффективным средствам организации досуга педагоги-теоретики К. Д. Ушинский, Т. И. Осокина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова относили такие как музыкальное сопровождение, художественная литература, разные виды театров, дидактические игры, изобразительное творчество, спортивные игры. Немаловажную роль в организации детского досуга играло и устное народное творчество, в частности потешный фольклор как один из малых жанров. Значимое место при организации досуговой деятельности занимают словесные игры, молчанки, сечки, скороговорки, перевёртыши, загадки характеристика и разновидность которых дана в трудах М. Н. Мельникова и Г. С. Виноградова.
К детскому фольклору как к одному из малых жанров устного народного творчества обращались такие исследователи как В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. По их утверждению Фольклор представлял собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.