Коршунова Ольга
Консультация для воспитателей «Организация досугов и развлечений с детьми в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация досугов и развлечений
с детьми
в летний период».
Составила инструктор по физической культуре
ДОУ №118 г. Липецка Коршунова О. Ю., 2018 г
Темочки:
- Консультации для педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Уважаемые педагоги! Самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей – конечно же, лето! И чтобы провести его с радостью, удовольствием, получить заряд бодрости, даже находясь в условиях города, нужно правильно спланировать жизнь воспитанников детского сада.
На первое место встает проблема организации досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно много времени на свежем воздухе помогают решить её. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными видами деятельности, которые при отсутствии руководства могут негативно сказаться как на самих дошкольниках, так и на окружающих.
Воспитателям важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, сделать так, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь ДОУ.
Организация досуг в детском учреждении в летнее время имеет свою специфику.
• Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает воспитателей и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, подготовкой выставки можно вплотную заниматься несколько дней, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
• Наличие разновозрастных групп детей. С одной стороны это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и по силам как трехлетним, так и старшим дошкольникам, с другой – значительно расширяет обогащает их содержание (дети повзрослее могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
• Виды мероприятий. Оптимальная форма организации детского досуга в летнее время – мероприятия, не требующие значительной подготовки как со стороны детей, так и со стороны педагогов, имеющие развивающую и воспитательную функции, проходящие в эмоциональной, привлекательной форме.
Формы досугов, соответствующие этим условиям.
Игровые часы, во время которых дети знакомятся с различными играми (народными, современными). Как показывает практика, малыши не знают таких игр, как «Бояре», «Белки, орехи, шишки» и т. д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание игр и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает досуг. Воспитатели каждой группы могут распределить игры между собой, и каждый разучит выбранную игру с группой детей. Такой вариант значительно упрощает подготовку игрового часа для воспитателей.
Музыкальные часы – это время самой разнообразной музыкальной деятельности: разучивание новых и повтор хорошо знакомых песен, танцев, освоение музыкальных игр и т. д.
Кружки. Участие в работе кружков вполне доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью пользуются те, где можно получить навыки практической деятельности и самостоятельно что-то смастерить. Например, кружки прикладного творчества, оригами и т. д. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя с легкостью изготавливают украшения из крупных бусин).
Игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определенные дни недели и время.
Выставки. Организация выставок – процесс достаточно трудоемкий, но вместе с тем увлекательный как для детей, так и для родителей. Выставка проводится в несколько этапов. На первом выбирается тема и определяется, какие изделия будут на нее приниматься. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое, наше лето!» - рисунки. Следующий этап – изготовление поделок. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. На последнем этапе выставка оформляется, выставляются экспонаты, организуется посещение. Дети вместе с воспитателями приходят на экскурсию (которую проводит один из педагогов или кто-то из старших дошкольников, рассматривают работы, заодно знакомятся с правилами поведения на подобных мероприятиях.
Для придания детскому досугу наиболее привлекательной формы можно использовать так называемые игровые оболочки – формы организации детской деятельности, которые можно наполнять любым содержанием. Например, воспитанники с интересом принимают участие в играх-путешествиях, представляющих собой последовательное посещение различных точек на заранее подготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, сладкому дереву, в Тридевятое царство и т. д.). На маршруте запланированы остановки, где предлагаются различные задания и игры. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие, находясь на остановках, составляют задания. Во время игр путешествий воспитатели могут выступать в роли сказочных персонажей.
Еще одна игровая оболочка – творческие площадки. При их организации на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды – в зале) создается несколько «мастерских», каждой из которых руководит взрослый. Они занимаются только одним видом деятельности, например, плетут браслеты, складывают оригами, лепят и т. д. Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья и пр.) со всеми необходимыми материалами. Если есть возможность, мастерские можно украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Дети выбирают дело по душе (воспитатели помогают определиться малышам) и занимаются в какой-то одной мастерской или в нескольких.
Летние праздники. Первым таким праздником может стать День России – 12 июня. В этот день можно организовать выставку рисунков «Я живу в России», провести конкурс венков, поиграть с детьми в народные игры, познакомить их с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, закличками, загадками, считалками) и т. д.
Настоящий клад для организации летнего досуга – народные праздники, развивающие самосознание дошкольников. Например, богатые традиции имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование четко соответствовало традиционным канонам, с которыми мы, как правило, мало знакомы и которые не всегда уместны в детском учреждении. Достаточно познакомить воспитанников с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Начинать планирование развлечений и досугов в летний период необходимо с определения состава детских групп, психолого-педагогических характеристик и показаний здоровья каждого ребенка.
Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки. Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды. Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.
Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой. Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное, становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.
Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы». Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующиеся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами.
В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений. «Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.
И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как «Пионербол». Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки. Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов. Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух, слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.
Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами (с мячом - «Свечки» (русская народная игра, «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра, «В узелок» (татарская народная игра) и т. д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры («Отгадай» (игра народов Дагестана, «Бой петухов» (марийская народная игра, «Хромая лиса» (татарская народная игра, игры с бегом («Змейка» (русская народная игра, «Липкие пеньки» (башкирская народная игра, «Вестовые» (якутская народная игра, «Колышки» (марийская народная игра) и т. д.).
Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом. При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру «Снайпер» : на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.
Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т. е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т. д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры. Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего — опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.
Рисование мелками. Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры. Игры с обручем и скакалкой. Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю. Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки.
Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде. Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.
Игра с камешками. Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.
Подвижная игра с дидактической направленностью. Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное. В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Уважаемые педагоги! На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил. Желаю успехов!