Людмила Пестова
Организация деятельности ДОО в социально-коммуникативном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
ДОО представляет детям уникальные условия для полноценного социально-коммуникативного развития, поскольку именно здесь дошкольники получают практически неограниченные возможности взаимодействия со сверстниками, организуемые и регулируемые педагогами, чего семья, в меру объективных причин, предоставить ребенку не в состоянии.
Педагогический коллектив нашего детского сада большое внимание уделяет созданию условий для полноценного социально-коммуникативного развития дошкольников. Образовательный процесс в детском саду целенаправленно ориентирован на неуклонное обогащение личного субъектного опыта поведения и деятельности, взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками. Это достигается на основе принципов интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, их единой направленности на развитие познавательной активности, самостоятельности, социальных чувств дошкольников.
Задача педагогов состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в высшее учебное заведение или устроятся на работу, не испытывали трудностей в общении с другими людьми, Стали полноценными членами общества, проявляя инициативу и самостоятельность, уверенные в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относящихся к себе и окружающим, обладающими развитым воображением.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Групповая и подгрупповая, индивидуальная работа с дошкольниками являются основными формами образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников, которые мы применяем в своей работе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях: развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
1. Наша задача в игровой деятельности – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Педагоги используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Подробнее вам расскажут мои коллеги.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
2. Патриотическое воспитание воспитывает у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирует бережное отношение к природе и всему живому; толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и развивает чувство ответственности, гордости за достижения страны.
Данные задачи решаются во всех формах детской деятельности : в непосредственно-образовательной деятельности, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту. В нашей ДОО были реализованы долгосрочные проекты «День памяти - война и дети», «Я помню – я горжусь». Совместно с родителями и детьми создали «Книгу памяти нашей «Звёздочки» о тяжёлом военном детстве своих близких. Ежегодно накануне 9 мая наши воспитанники выступают перед ветеранами, проходящими реабилитацию и лечение в Госпитале ветеранов войн, с праздничным концертом. Проведены тематические мероприятия «Я гражданин России», «Я люблю тебя мой город», «Аптека для души». Занятия в кружке по ознакомлению детей с казачеством «Горенка» и сотрудничество с музеем шахтёрского труда позволило расширить знания детей об истории малой Родины, возродить систему духовных ценностей Донского края, обеспечить историческую культуру.
3. Воспитание навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Основным содержанием образовательной деятельности по реализации данного направления в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «Азбука безопасности», «Здоровая улыбка», «Пожарная безопасность». Задача по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в природе реализуется через проведение, традиционного в нашем детском саду, тематического праздника «День Земли», постановку детских спектаклей «Сказ про Ваню – эколога», «Нанули», «Наши добрые соседи». Основная цель названных мероприятий - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
4. Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности реализована через такие проекты как «Профессии бывают разные», «Как мы вырастили кашу». Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Постоянная, непрерывная работа по всем четырём направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Большое значение в работе по развитию социально-коммуникативных умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых. Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью. О взаимодействии с семьёй подробнее вам расскажут мои коллеги.
Хочу только отметить активную позицию наших родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет созданная в группах детского сада предметно-развивающая среда, в которой дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров. Для этого мы создали новые дидактические игры, пополнили виды театров; организовали уголки творчества.