уд
Организация деятельности малокомплектного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование в целом представляет динамичную, гибко развивающую систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения.
Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида «детский сад», а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, а именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно – методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду. В малокомплектном детском саду более сильный социальный контроль за трудовой деятельностью воспитателя и руководителя образовательного учреждения.
Публикация «Организация деятельности малокомплектного детского сада» размещена в разделах
Мы считаем, что разновозрастной состав групп, особенности детей, малый состав педагогического коллектива, открытость социальному окружению, ограниченность материальных возможностей малокомплектного детского сада не являются непреодолимыми проблемами, напротив, их можно считать благом. Например, разновозрастной состав группы малокомплектного детского сада является прообразом большой семьи в которой дети могу научится выполнению различных ролей, может развиться устойчивая групповая культура, имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи, имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом а также для современной жизни и работы. Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель малокомплектного детского сада должен использовать все преимущества воспитания детей, наладить свою работу так, чтобы научить старших заботится о младших. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятное условие для формирования познавательной деятельности младшего ребенка.
Малый состав педагогического коллектива дает ощущение причастности, ответственности, осведомленности всем сотрудникам малокомплектного детского сада, большую активность и отзывчивость, в работе с детьми, в обсуждении особенностей и перспектив развития ребенка, в информировании об интересных делах, событиях, перспективах.
Роль воспитателя малокомплектного детского сада – это особенная роль. Это помощь ребенку взойти на некую нравственную высоту, определяющую культурно – нравственную, культурно – развивающую направленность на всю оставшуюся жизнь. Воспитатель малокомплектного детского сада руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Поэтому он должен постоянно быть в поиске нового, совершенствовать свое мастерство, используя для этого достижения культуры, педагогической науки и передовой практики.
Воспитатель малокомплектного детского сада должен добиться того, чтобы дети разного возраста нравственные качества проявляли с самого раннего возраста. Это огромный труд, который педагог должен выполнить с учетом своего профессионального опыта. Ведь воспитатели малокомплектного детского сада – это образец духовной и нравственной культуры, которые должны быть примером для детей.
В работе разновозрастной группы важно учитывать и использовать особенности детей:
-при отборе содержания форм работы с детьми (активность, инициативность, взаимная поддержка младших и старших, осведомленность и навыки старших – пример и поддержка для малышей);
- при организации ежедневной работы (демонстрация действий уход за младшими, самостоятельность в работе).
Для каждого человека важно научится жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве, особенно в маленьком коллективе, поэтому нужно уметь работать в команде.
Свобода, самостоятельность, совместная работа – три принципа на которых должна строится работа в малокомплектном детском саду. Вместе с тем эти три принципа хороши в том случае, если объединены, например, общим содержанием или общей задачей.