Сиченко Ольга Семеновна
Организация читательской среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги и родители отмечают низкий интерес дошкольников к книгам. Одна из причин – дети не видят примера, как обращаться с книгой.
Педагоги формируют у детей положительный образ читающего человека и поддерживают их интерес к книге с помощью разных педагогических проектов и авторских технологий. Постоянно пополняют развивающую читательскую среду в группах продуктами совместной с воспитанниками и родителями деятельности.
Книжный уголок – удобная зона, где есть мягкие модули, уютные уголки уединения и книги. В нем могут быть книги на разные темы и события. Педагоги их постоянно обновляют и подбирают с учетом интересов детей.
Публикация «Организация читательской среды в детском саду» размещена в разделах
Чтобы подкреплять интерес детей к книге, кроме занятий по ознакомлению с художественной литературой, педагоги используют прием неформального чтения. Читают дошкольникам во время свободной игры и отдыха, используют фрагменты художественных произведений на развивающих занятиях. Также педагоги оформляют выставки книг по теме занятий, проектов, событий.
В работе с детьми педагоги придерживаются принципа – не давать готовых ответов, а создавать условия, которые мотивируют и вовлекают воспитанников в деятельность. С этой целью можно создать книжный календарь, который стал одним из шагов по перезагрузке развивающей читательской среды в группе.
В основе книжного календаря – адвент-календарь, только для знакомства детей с конкретной книгой. В каждой группе он может быть свой: с конвертиками, кармашками или коробочками с загадками, заданиями, иллюстрациями к детским произведениям. Педагоги «прячут» в календаре книги по образовательным событиям, произведения писателей-юбиляров, любимые книги детей, сказки перед сном.
Важно, чтобы детская библиотека была доступна дошкольникам в группе. Так они смогут снова и снова возвращаться к чтению любимых историй и рассматривать иллюстрации книг, которые им предложил книжный календарь.
Семейное чтение формирует ребенка как слушателя и читателя. Чтобы поддерживать интерес к кругу домашнего детского чтения в группе, педагоги могут использовать поле для книжных вопросов. Оно содержит тему, предложение, вопрос к родителям о читательских предпочтениях их детей. Например, педагоги адресовали им такое предложение: «Дорогие мамы и папы, а также их родители! Поделитесь, какие книжные предпочтения у вашего малыша? Что вы с огромным интересом прочитали в последнее время?».
По записям, которые родители оставляют на книжном поле, педагоги определяют «книжного гостя» – любимые произведения воспитанников. Они предлагают родителям принести книгу в группу, чтобы прочитать и обсудить ее совместно с детьми.
Данный элемент развивающей читательской среды педагогам можно использовать как одну из форм обратной связи, чтобы поближе познакомиться с семьями воспитанников. С помощью вопросов на поле педагоги рассказывают родителям о целях, направлениях работы с детьми, жизни группы, делятся идеями, интересной и полезной информацией.