Галина Баловина
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Организация самостоятельной детской исследовательской деятельности».
Одним из принципов дошкольного образования является: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Инициатива -
побуждение к какому-либо действию, способность к самостоятельным активным действиям.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
Публикация «Консультация „Организация самостоятельных детских исследований“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Если мы посмотрим требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму, то мы увидим что программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
Цель организации совместной деятельности:
Решение образовательных задач: использование знаний, умений, навыков. Полученных в НОД;
Развитие самостоятельности.
Что же такое самостоятельность?
Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется
- стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей
- умением поставить цель деятельности
- осуществить элементарное планирование
- реализовать задуманное
- получить результат, адекватный поставленной цели
Самостоятельная деятельность не возникает сама по себе. Во второй младшей группе самостоятельная деятельность проявляется в наблюдениях, в средней группе это наблюдения и простейшие опыты и эксперименты. И лишь к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает исследовательскими умениями, овладевает структурой деятельности от цели до результата.
К концу старшего дошкольного возраста исследовательская деятельность выходит на самостоятельный уровень.
Самостоятельность ребенка обусловлена овладением структурой деятельности:
• анализировать и формулировать проблемы
• ставить цели
• находить и использовать средства и способы их
достижения
• планировать деятельность
• достигать результат
Детская исследовательская деятельность предполагает активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию. В период дошкольного детства исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной способности так и творческой деятельности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Способствует творческому развитию личности.
В нашем детском саду была разработана программа исследовательского обучения старших дошкольников «Почемучка». Программа направлена на формирование специальных исследовательских умений и навыков, интегративных интеллектуальных и личностных качеств.
На первом этапе работы проводятся игры и игровые упражнения направленные на развитие исследовательских умений и навыков. На втором этапе во время тренировочных занятий обучаем детей специальным знаниям и умениям, необходимых для проведения самостоятельных исследований.
Тренировочные занятия позволяют детям приобрести некий опыт, а именно знакомство со схемой исследовательской деятельности, последовательности выполнения её компонентов от выявления проблемы до презентации результата.
Во время проведения самостоятельных исследований дети работают самостоятельно, сами изучают всё что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей.