МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента

Татьяна Плотникова
Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента
▼ Скачать + Заказать документы

Опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению самооценки детей старшей группы и установлению влияния на ее формирования наказания как метода воспитательного воздействия, применяемого родителями. Базой для ее проведения явился детский сад № 44 «Гнёздышко» станицы Фастовецкой Тихорецкого района. Испытуемыми были родители и их дети старшего возраста (6 лет).

Опытно-экспериментальная работа включала проведение серии экспериметов : констатирующего, формирующего и контрольного.

Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, анкетирование.

Публикация «Опытно-экспериментальная работа, Проведение констатирующего эксперимента» размещена в разделах

Проведение констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент был посвящен изучению самооценки детей старшей группы, которая являлась экспериментальной. Так же на этапе констатирующего эксперимента мы поставили задачу : изучить отношение родителей к проблеме наказания и установить влияние наказания на формирование самооценки детей. Констатирующий эксперимент включал проведение ряда методик.

1. Методика исследования самооценки (В. Г. Щур)

Детям предлагается поставить на одну из 11 ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5-ти нижних ступеньках располагались плохие дети (чем ниже, тем хуже); на 6-й ступеньке – средние дети (не плохие, не хорошие); на 5-ти верхних ступеньках – хорошие дети (чем выше, тем лучше).

Результаты самооценки можно продемонстрировать с помощью следующего протокола, в которой отражена беседа с ребенком Ирой К. (6 лет) :

В: Куда ты себя поставишь на этой лестнице?

Ира: Вот сюда (Указывает на самую верхнюю ступеньку)

В:А почему ты себя поставила на самую верхнюю ступеньку? Какие здесь помещаются дети?

Ира: Самые хорошие

В: Ты себя считаешь самой хорошей?

Ира: Да

В: А почему ты самая хорошая?

Ира: Потому что я добрая

В: А каких детей называют добрыми?

Ира: Которые никого не обижают, помогают другим.

При выявлении исходной самооценки мы также выяснили, способны ли дети представить себе, что их самооценка может снизиться: «Представь себе, что тебя поставили на нижние ступеньки. Кто это может быть? За что тебя могут поставить на нижнюю ступеньку?».

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил установить высокую исходную самооценку большинства детей: в среднем они набрали по 9 баллов из 11 возможных (12 человек).

Практически все дети допускали возможность снижения их самооценки и связывали их с несоблюдением правил поведения:

- «На нижнюю ступеньку может поставить бабушка, потому что я

ее часто не слушаю»

- «На нижнюю ступеньку может поставить мама, когда я плохо себя веду»

- «На нижнюю ступеньку меня может поставить сестра, потому что я с ней ссорюсь» и т. п.

В следующей ситуации нравственного выбора дети должны были проявить такое качество, как «доброта». Девочки должны были поделить кукольную одежду (8 платьев – по количеству девочек в группе) для сюжетно-ролевой игры, а мальчикам игрушечные машинки (6 машинок). Оказалось, что из 8 девочек три взяли себе по 6 платьев, три взяли себе по 5 платьев и только две девочки поделили поровну. Из шести мальчиков четверо поделили поровну машинки и два ребенка себе взяли большее количество (5 машинок из 6-ти). Дети выполняли процесс деления быстро, не колеблясь. Сразу же после того как платья были поделены, с детьми была проведена беседа :

В: Сколько ты себе взяла платьев?

Ира: шесть

В: А другой девочке оставила только одно?

Ира : Несколько смущенно кивает головой в знак согласия.

В: И тебе не жалко эту девочку?

Ира: Молчит

В: А как делят добрые дети?

Ира: Пополам.

В: А ты добрая девочка?

Ира: Да

Детей, соблюдающих нравственные нормы, в экспериментальной группе оказалось 6 человек: 4 – мальчика и 2- девочки (из 14 человек).

Следующим этапом работы явилось проведение методики "Я - концепция" (Т. П. Скрипкина). Проводится она типу индивидуальной беседы с ребенком. Задача: выявление индивидуальных представлений испытуемых об обсуждаемых качествах; оценка меры адекватности их представления о себе.

Беседа включала пять стандартных вопросов:

1. Что ты больше всего на свете любишь?

Что вообще любишь, что тебе нравится?

2. Чего ты больше всего на свете не любишь?

Чего ты не любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе человека, который тебе бы так нравился, что ты хотел бы быть таким как он, хотел быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Из 14 обследованных детей у двух детей (Катя П. и Лена Р.) – заниженная самооценка (14%).

На основе полученных данных 8 детей (57%) определились как "Я - хороший" :

- «Я красивая, умная, послушная».

- «Я хорошая, добрая, никого не обижаю»

- «Я добрый, веселый»

- «Я хороший, не жадный»

29% - "Самокритичный".

- «Я хороший, но иногда бываю и плохим»

- «Я иногда бываю плохим»

- «Я хорошая, но иногда немножко не слушаюсь»

- «Я нормальная, слушаюсь маму и папу, но не всегда».

Результаты данной методики свидетельствуют о проявлении возрастных особенностей самооценки детей – стремление к Я-реальному, положительному. В тоже время дети старшего возраста уже в состоянии оценить себя в случае нарушения норм поведения. Так, в случаях нарушения нравственных норм (не поделился с товарищем игрушкой, не выполнил просьбу взрослого, обидел сверстника и т. п.) детям предлагалось сравнить свое поведение с персонажем, который обладает отрицательными качествами или нарушает ту же норму, что и он сам. Детям, нарушающим нормы поведения (таких в группе оказалось 8 человек) предложено было сравнить свое поведение с образом, например, Карабаса. В таких ситуациях дети старшего возраста практически все вынуждены признать, что в данном случае они идентичны осуждаемому ими же отрицательному герою. После того, как дети устанавливали свою идентичность с отрицательным персонажем, им снова предлагалось оценить себя с помощью «лесенки «. В ходе проведенной работы было установлено снижение самооценки с 9 баллов до 5-ти.

В ходе проведения констатирующего эксперимента были выделены двое детей с заниженной самооценкой: Лена Р. и Катя П. На вопрос: Кто бы из родных их мог бы поставить на нижние ступеньки, дети ответили:

Лена Р. : Мама и бабушка, потому что я вредная.

Катя П. : Папа и мама, потому что я плохая, злая.

Следующий этап работы включал проведение анкетирования среди родителей с целью выяснения отношения к проблеме применения наказания в воспитании детей. Анкета включала следующие вопросы:

1. Часто ли вы применяете наказания?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Какие меры наказания вы используете?

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

3. Согласны ли вы с утверждением, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер?

4. Как вы считаете, ваш ребенок уверен в себе?

а) уверенный;

б) не очень уверенный;

в) неуверенный.

Анализ полученных результатов показал, что 70% родителей являются сторонниками применения наказания. В ходе дальнейшего исследования были установлены основные формы формирования наказания, которые применяют родители: порку (5%;); шлепки (27%); угрозы «наказания», «лишения любви» (65%); словесные оскорбления достоинства ребенка (10%).

Анализируя оценку родителями степени уверенности своих детей, мы отметили, что 2 родителей считают своих детей неуверенными, не очень уверенными – 5 человек. Сравнивая данные показатели с положительным в целом отношением родителей к применению наказания, мы высказали предположение о непосредственной взаимосвязи психического состояния детей (неуверенность) и применением наказания как крайне неэффективного метода воспитания. Чаще всего наказание применяют в семьях с неблагополучным микроклиматом.

В процессе индивидуальной беседы с мамой Кати (П.) удалось выяснить, что в семье атмосфера далеко неблагополучная. Девочка часто не слушается, ведет себя беспокойно особенно в вечернее время. В порыве гнева, мать может отшлепать ребенка, а чаще использует крик. Ниже приводим запись данной беседы.

Мама Кати считает, что особо серьезных оснований для беспокойства у нее нет, хотя. приходится наказывать ребенка. И призналась, что, наказывая, она может сказать: "Не люблю я тебя такую вредную!" В результате в последнее время девочка спрашивает: "А ты меня любишь?" И если что-то ребенка не устраивает, обижается, отворачивается, плачет и беспокойно повторяет: "Никто меня не любит". Между родителями Кати происходят постоянные скандалы, порой в присутствии ребенка.

Угрозы «лишения любви», «наказания» воздействуя, таким образом, на неокрепшие чувства ребенка, манипулирования ими, и создают основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха.

В ходе констатирующего эксперимента с детьми с заниженной самооценкой была проведена доверительная беседа:

1. Тебя наказывают родители?

2. Что ты чувствуешь, когда тебя наказывает отец (мать? Почему?

5. Ты боишься наказания?

В отношении двух девочек Лены Р. и Кати П. Родители часто применяют, по их словам, наказание. В результате чего, дети испытывают страх к нему. В тоже время, дети очень остро реагируют на родительскую оценку, мнение родителей для них очень значимо, что, в свою очередь, вероятно, и привело к формированию заниженной самооценки.

Лена Р. : - Я знаю, что я часто плохо себя веду, но ведь я хорошая.

Катя П. : - Почему нельзя иногда наказывать? Ведь мы тоже не всегда слушаемся.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы:

• Идеальная самооценка у 12 детей из 14 опрошенных составляет в среднем 9 баллов (из 11возможных) – 86 %;

• У двух детей наблюдается заниженная самооценка (5 баллов)- 14%;

• Самокритичная (дифференцированная) самооценка выявлена у 4 детей- 29%.

• К применению наказания как метода воспитательного воздействия 70%

родителей относятся положительно;

Степень уверенности своих детей родители оценили следующим образом:

2 человека считают своих детей не уверенными, 4 человека не очень уверенными и только 8 человек считают своих детей уверенными.

Качественный анализ полученных данных позволил высказать предположении о непосредственном влиянии наказания на формирование самооценки детей и дал основание для проведения формирующего эксперимента, результаты которого описаны во втором параграфе второй главы.

Публикации по теме:

Влияние наказания на самооценку дошкольника Содержание Введение…. 3 Глава 1. Теоретические основы развития самооценки у дошкольников…. 6 1.1. Самооценка.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 19:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Плотникова (УИ 95989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД