Папки-передвижки

Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)

Ирина Андреева
Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы

Периоду раннего возраста в последние десятилетия уделяется самое пристальное внимание со стороны таких наук, как педагогика, психология, медицина.

Именно период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного,физического, речевого и эмоционального развития человека.

Публикация «Опытно-методическая разработка „Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста“ (2–3 года)» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывно связаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду»,который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.

В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предмета всеми анализаторными системами человека: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной.

При формировании сенсорных понятий очень важно опредмечивание того, о чём идё т речь: круглый, как мячик, зелёный, как травка, солнышко, как колобок и пр.

Восприятие сенсорных эталонов происходит в процессе многократного повторения, упражнений с дидактической игрушкой и пособиями. При этом важен аспект создания условий для становления, формирования и дальнейшего развития восприятия ребенка.

Этому способствуют 2 формы деятельности - самостоятельная деятельность детей в режимные моменты и непосредственно совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность на группах раннего возраста имеет свою специфику.

Система образовательной работы позволяет планомерно насыщать,усложнять дидактические цели и задачи перед ребенком, позволяет закрепить имеющийся сенсомоторный опыт, наметить зоны ближайшего развития на перспективу.

При работе с маленькими детьми важно учитывать ещё один принцип- путь познания должен быть от простого к более сложному, с многократным повтором уже пройденного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для развития у детей восприятия форм, величин, цвета одних игр-занятий явно недостаточно. Ребёнку важнее не теоретически, а многократно практически, ежедневно соприкасаться с набором дидактических задач, а это возможно в правильно организованной предметно-развивающей среде ДОУ.

Для успешного освоения детьми образовательных стандартов выдвигаются определенные требования к созданию условий.

Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин.

К данным пособиям относятся пирамиды, тележки с кубиками, вкладыши, наборы игр М. Монтессори, различные виды конструкторов.

Для сенсомоторного развития ребенка важно наличие в повседневной жизни таких центров, как центры развития движения, центры детского творчества (элементарное музицирование, художественное творчество, детская библиотека,центры сюжетных игр, центра познавательной деятельности (игры с водой, песком, крупами,центра дидактических, развивающих,настольных игр.

Любая тематическая работа должна на начальных этапах иметь цели, задачи.

Успешной работой по сенсорному развитию можно считать, если у детей на конец учебного года сформировано :

-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий

-дети умеют группировать предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, величине при выборе из нескольких разновидностей

-дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из нескольких разновидностей

-узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерный цветовой признак : снег- белый, травка- зелёная, солнышко- жёлтое

-дети активно используют «опредмеченные слова»-как яичко (овал, как апельсин (круглое,как слон (большое)

-отбирают предметы необходимой формы, цвета, величины из множества нужные для определенных действий с ними

В итоге педагогической деятельности мы должны выйти на реализацию поставленных задач, на освоение детьми определенных умений, целевых ориентиров.

Для этих целей используется мониторинг развития детей, проводимый 2 раза в год : на начало-конец учебного года.

ВЫВОД:

Положительную динамику сенсорного развития детей группы обеспечивает систематическая педагогическая деятельность педагогов группы, а так же активное содействие со всеми остальными участниками образовательного процесса: специалистами МБДОУ, родителями.

Коррекционная работа, основанная на итогах нервно-психического развития детей раннего возраста, и намеченная в индивидуальных образовательных маршрутах, позволяет обеспечить освоение ООП ДО, образовательных стандартов, целевых ориентиров развития детей раннего возраста.

Положительную динамику возможна при:

-Включение семьи в воспитательно - образовательную деятельность с детьми.

-Построения образовательного процесса с опорой на темп, особенности развития ребенка, склонности, интересы.

-Включение в процесс прогрессивные методики раннего развития детей

М. Монтессори, Я. Фребеля, создания предметно-развивающего пространства, а так же инноваций и педагогических технологий.

Публикации по теме:

Развивающие игры детей третьего года жизни В последние десятилетия в научном мире возрос интерес к генезису интеллектуального развития ребёнка, что обусловлено усилением научно-технического.

Развивающая среда в первой младшей группеРазвивающая среда в первой младшей группе Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Важно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
Опубликовано: 2 октября 2014 в 10:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД