Ирина Андреева
Опытно-методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Периоду раннего возраста в последние десятилетия уделяется самое пристальное внимание со стороны таких наук, как педагогика, психология, медицина.
Именно период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного,физического, речевого и эмоционального развития человека.
Публикация «Опытно-методическая разработка „Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста“ (2–3 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывно связаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду»,который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.
В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры.
Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предмета всеми анализаторными системами человека: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной.
При формировании сенсорных понятий очень важно опредмечивание того, о чём идё т речь: круглый, как мячик, зелёный, как травка, солнышко, как колобок и пр.
Восприятие сенсорных эталонов происходит в процессе многократного повторения, упражнений с дидактической игрушкой и пособиями. При этом важен аспект создания условий для становления, формирования и дальнейшего развития восприятия ребенка.
Этому способствуют 2 формы деятельности - самостоятельная деятельность детей в режимные моменты и непосредственно совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность на группах раннего возраста имеет свою специфику.
Система образовательной работы позволяет планомерно насыщать,усложнять дидактические цели и задачи перед ребенком, позволяет закрепить имеющийся сенсомоторный опыт, наметить зоны ближайшего развития на перспективу.
При работе с маленькими детьми важно учитывать ещё один принцип- путь познания должен быть от простого к более сложному, с многократным повтором уже пройденного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для развития у детей восприятия форм, величин, цвета одних игр-занятий явно недостаточно. Ребёнку важнее не теоретически, а многократно практически, ежедневно соприкасаться с набором дидактических задач, а это возможно в правильно организованной предметно-развивающей среде ДОУ.
Для успешного освоения детьми образовательных стандартов выдвигаются определенные требования к созданию условий.
Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин.
К данным пособиям относятся пирамиды, тележки с кубиками, вкладыши, наборы игр М. Монтессори, различные виды конструкторов.
Для сенсомоторного развития ребенка важно наличие в повседневной жизни таких центров, как центры развития движения, центры детского творчества (элементарное музицирование, художественное творчество, детская библиотека,центры сюжетных игр, центра познавательной деятельности (игры с водой, песком, крупами,центра дидактических, развивающих,настольных игр.
Любая тематическая работа должна на начальных этапах иметь цели, задачи.
Успешной работой по сенсорному развитию можно считать, если у детей на конец учебного года сформировано :
-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий
-дети умеют группировать предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, величине при выборе из нескольких разновидностей
-дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из нескольких разновидностей
-узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерный цветовой признак : снег- белый, травка- зелёная, солнышко- жёлтое
-дети активно используют «опредмеченные слова»-как яичко (овал, как апельсин (круглое,как слон (большое)
-отбирают предметы необходимой формы, цвета, величины из множества нужные для определенных действий с ними
В итоге педагогической деятельности мы должны выйти на реализацию поставленных задач, на освоение детьми определенных умений, целевых ориентиров.
Для этих целей используется мониторинг развития детей, проводимый 2 раза в год : на начало-конец учебного года.
ВЫВОД:
Положительную динамику сенсорного развития детей группы обеспечивает систематическая педагогическая деятельность педагогов группы, а так же активное содействие со всеми остальными участниками образовательного процесса: специалистами МБДОУ, родителями.
Коррекционная работа, основанная на итогах нервно-психического развития детей раннего возраста, и намеченная в индивидуальных образовательных маршрутах, позволяет обеспечить освоение ООП ДО, образовательных стандартов, целевых ориентиров развития детей раннего возраста.
Положительную динамику возможна при:
-Включение семьи в воспитательно - образовательную деятельность с детьми.
-Построения образовательного процесса с опорой на темп, особенности развития ребенка, склонности, интересы.
-Включение в процесс прогрессивные методики раннего развития детей
М. Монтессори, Я. Фребеля, создания предметно-развивающего пространства, а так же инноваций и педагогических технологий.