Наталья Гуськова
Опытническая работа в уголке природы
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение или представление о взаимосвязи природы и человека.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Публикация «Опытническая работа в уголке природы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков 1995г.).
Поисково-познавательная деятельность детей предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
2) неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
3) человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Занимательные опыты, эксперименты побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребёнка-дошкольника; развития личности и психического развития.
Работая над темой «Опытническая работа в уголке природы» мною были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В уголке-лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной.
Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает тёплой, холодной, горячей, прозрачной, при низкой температуре превращается в лёд; не имеет вкуса, запаха; в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет и т. д.).
Все эти опыты предлагались от имени игрового персонажа Капельки, на первом этапе моделирующей проблемные ситуации, которые решали дети в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем учила детей самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.
Уголок постепенно пополнялся разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками, трубочками и т. д.
Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, поэтому совместно с детьми их следует выработать.
Вот некоторые из них:
- бери только нужные для работы материалы;
- работай с сыпучими материалами на подносе;
- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
- уголок любит порядок : клади на место все материалы по окончании работы.
Кроме опытов с водой в уголке-лаборатории проводились опыты-эксперименты с магнитом, с зеркалом, с песком, с различными растениями. Дети выращивали лук на зелень, проращивали пшеницу для попугаев, черенковали комнатные растения. Также с помощью опытов выявляли условия, необходимые для роста и жизни растений.
Вместе с детьми были подготовлены карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведённых исследований фиксируются в дневниках наблюдений.
При экспериментировании ребёнок не просто усваивает знания, которые даёт ему взрослый, – он активно привносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.
Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», О. В. Дыбина; Москва 2002 г.
2. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»; А. И. Иванова, Москва 2004 г.
3. «Экологическое воспитание дошкольников», А. Н. Прохорова; Москва 2004 г.