Вероника Рыкова
Опыт создания в группе доброжелательного и благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт создания в группе доброжелательного и благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников» (из опыта работы)
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги
по ступенькам творчества, но… не опоздайте и,
помогая… думайте сами».
Б. П. Никитин.
Публикация «Опыт создания в группе доброжелательного и благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников» размещена в разделах
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Нам приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на нас информации, задач, проблем. А как нам - педагогам ДОУ, научить наших детей проживать свое детство комфортно, полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире?
Проблема формирования доброжелательных отношений в группе детей детского сада, является одной из острых проблем педагогики 21 века. Наблюдая за поведением вновь пришедших детей своей группы, для меня встал вопрос о создании в группе доброжелательного и благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому начиная с ясельной группы, я формирую доброжелательные отношения, создаю добрый «домашний» микроклимат в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
При создании комфортной, доброжелательной атмосферы в группе опираюсь на трёх «китов» :
• создание окружающей среды;
• методы и приёмы, стимулирующие развитие воображения и творчества;
• обогащение личного опыта детей
(чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения).
Создание комфортной – окружающей среды объединяет в себе:
• оформление интерьера группового помещения;
• эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.
Взаимодействие педагога с детьми – это внимательное, приветливое отношение к детям.
День я начинаю традиционно «Утренний сбор», «Утреннее приветствие». Каждого ребёнка встречаю индивидуально, выхожу в приёмную с улыбкой, приветствуя словами «доброе утро». Уходящим родителям желаю «хорошего дня». В зависимости от настроения детей, беру за руку, поглажу по головке, спрошу как дела. Эмоциональный настрой, речь воспитателя-это положительный настрой на весь день, на дальнейшее взаимодействие.
Для ребенка - дошкольника важны внимание, прикосновения взрослых,
это помогают детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
При оформлении группы, приёмной, я стремлюсь создать атмосферу тепла и уюта. Для меня очень важно чтобы дети и сотрудники чувствовали себя комфортно и спокойно в этом помещении. Благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, пространственное решение группы (игровые центры, зона уединения, уголок настроения, доступность и разнообразие игрового материала, благоприятно воздействуют на развитие и настроение ребенка.
Создавая мир взаимоотношений воспитателя с детьми, включаю в первую очередь, разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника. Выделяю следующие группы игр :
• Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
• Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
• Эмоциональные паузы.
Организованная развивающая, комфортная, образовательная среда, обеспечивает:
• эмоциональное благополучие детей;
• создает условия для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей и творчества в разных видах деятельности.
Для развития творчества я использую :
• наглядные методы и приёмы
(использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки, рисования, аппликации);
• практические методы
(упражнения и экспериментирование);
• нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации;
• словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
• игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми использую в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют проявлению у детей творчества и способностей.
В результате, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.
В нашей группе живут традиции : тематические фотовыставки, ежегодная фотовыставка «Улыбка года» с целью повышения эффективности взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников. «Утренний сбор», «Утреннее приветствие», «Семейный альбом» - с целью сплочения детского коллектива, дружеских отношений между детьми. «Поздравление именинников» – с целью объединения коллектива, сопереживания радостного события, осознания значимости каждого ребенка в группе. С детьми провожу традиционную хороводную игру «Каравай»; поём величальные песенки для мальчиков и девочек. «Уголок настроения» - с целью обеспечения эмоционального настроя на посещение детского сада. Для родителей уголок «Наши добрые дела» - с целью стимулирования участия родителей в мероприятиях группы и ДОУ.
Также вместе с детьми мы поддерживаем правила группы «Что можно делать, а что нельзя», «У каждой игрушки свой домик».
Реализуемые традиции способствуют созданию в группе атмосферы взаимного доверия, уважения, дружеского общения. [1]
Для проявления творческих навыков, повышения речевого развития детей, разработала программу фольклорного кружка «Соловушка». [2]
Систематизировала фольклорный репертуар для работы с детьми. Создала картотеку : потешек, загадок, хороводных игр, пальчиковых игры и т. д. [3]
В рамках работы кружка разработала консультации для родителей «Фольклор и дети», «Фольклор, как средство развития речи детей», «Как развивать речь малышей?» и т. д. Совместно с детьми и родителями приняла активное участие в фольклорных развлечениях и мероприятиях ДОУ: Осенний праздник с элементами фольклора «Заглянула осень в сад, чтоб порадовать ребят…»; Фольклорное развлечение «Посиделки с бабушкой»; Развлечение ко Дню Матери «К нам гости пришли…» [4]
«Коляда, коляда»; «Музыкальный калейдоскоп». Развлечение, посвящённое «8-му Марта»; «Осенний праздник», посвященный Дню пожилого человека, «Посиделки».
Сравнительный анализ результатов мониторинга показал развитие творческих способностей : словарный запас у детей обогатился, дети понимают чувства партнерства, взаимовыручки, уменьшилось чувство скованности, дети овладели навыками публичных выступлений; речь стала отчетливой, яркой, интонационно выразительной. Совместно с родителями изготовила декорации, маски, костюмы пособия по речевому развитию. Методический материал распространила в интернет ресурсах. Для коллег ДОУ, района, края провела мастер – класс по теме «Фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». [5]
Как один из способов поддержки детской инициативы использую свободную, самостоятельную деятельность детей. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с индивидуальными интересами детей, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в группе : сюжетно-ролевые, театрализованные игры, развивающие и логические игры и т. д. Они мотивируют детей к мыслительной, творческой и продуктивной деятельности; к речевой и двигательной активности. Все знания, умения и навыки, полученные в организованном образовательном процессе, дети переносят в самостоятельную, игровую, коммуникативную, продуктивную, творческую, двигательную и другие виды деятельности.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей.
Для взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса группы и ДОУ создала виртуальное пространство с целью вовлечение семей воспитанников в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Преимущество общения в виртуальном пространстве – это отсутствие пространственно – временных рамок, возможность обратиться к материалу в любое время, оперативность контакта. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ[6], моя страничка в социальных сетях [7] технология Skype, одноклассники, WhatsApp, Viber. В результате установленные межпользовательские связи позволили: перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса; заинтересовать родителей содержанием воспитательно – образовательного процесса своего ребенка; быстро доставлять необходимую информацию; поддерживать оперативную обратную связь с семьями воспитанников.
Также я провожу личные беседы, консультации, родительские собрания. Оформляю и своевременно обновляю информацию в уголках «Для вас родители», «Безопасность», «Советы Айболита». В уголке детского творчества помещаю работы детей. Оформляю фотовыставки, тематические газеты к праздникам, тематические развлечения, праздники, конкурсы.
Все мои советы для родителей не остаются без внимания.
Данная система работы дает хорошие результаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей, родителей и создает добрый микроклимат в группе для проявления творчества и развития способностей моих воспитанников.
Автор
Рыкова Вероника Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ Тесинский детский сад
[1] https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private154846.html
[2] https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private155710-2.html
https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private152978.html
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-646758.html https://logoportal.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya/.html
[3]https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-razvlechenija-dlja-detei-1-mladshei-grupy-posidelki-s-babushkoi.html https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private153796.html
https://www.maam.ru/detskijsad/osenii-prazdnik-posvjaschenyi-dnyu-pozhilogo-cheloveka-posidelki-2-mladshaja-grupa-oblachko.html
[4] https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private152978.html
[5] https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private153027.html
https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private146499.html
https://www.maam.ru/users/veronika1967424/photos/private149997.html
[6] https://tes-ds.ucoz.ru/
[7] https://www.maam.ru/users/veronika1967424,
МКДОУ Тесинский детский сад
E-mail : https://mkdou-tes@yandex.ru
Сайт: https://www.tes-ds.ucoz.ru