МАРИНА ТРУБИНА
Опыт работы «Учим математику» (для родителей)
Опыт работы "Учим математику" (для родителей)
Для развития у детей математических представлений вы можете использовать игровые элементы. Находясь на прогулке, предложите ребёнку в одно ведёрко насыпать много песка, в другое мало. Попросите ребёнка найти много больших камешков (цветков, травинок, маленьких - несколько. Спросите у ребёнка, какая из чашек (тарелок) полная, какая пустая. Спросите. можно ли сделать пустую чашку полной, а полную - пустой?
Публикация «Опыт работы „Учим математику“ (для родителей)» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
К дошкольному периоду ребёнок уже свободно может ориентироваться в таких понятиях, как большой - маленький, широкий - узкий, толстый - тонкий и т. д. До школы дети должны научиться считать разные предметы, освоить такие понятия, как "больше - меньше", "равно", сравнивать различные изображения.
Например:
- Посмотри на рисунок. Обведи одинаковые предметы в круги. Пересчитай. сколько предметов находится в каждом круге и т. д.
Немаловажное значение для развития математических способностей играет и ориентирование в пространстве. Оно поможет ребёнку в дальнейшем изучении элементов геометрии и при решении некоторых задач. Проверьте, хорошо ли ваш ребёнок усвоил значение таких слов как "за", "перед", "слева", "справа", "над", "под".
Например:
- Скажи, что находится перед зайчиком; за ним; справа, слева от него?
Уже до школы дети получают элементарные знания по геометрии. Значение слов "круг" и "квадрат" им знакомо с двух - трёх лет. В подготовительном к школе возрасте ребёнку необходимо освоить и такие понятия, как "треугольник", "прямоугольник". Объясните ему значение составных частей слова: "тре-угольник", "прямо - угольник". Это поможет ребёнку быстрее запомнить новые слова. Таким же образом можно будет ввести в лексикон ребёнка понятия "четырёхугольник", "многоугольник". Объясните, что такое "овал" и чем эта фигура отличается от круга.
Например:
- Посмотри на рисунок и раскрась все круги жёлтым цветом, прямоугольники - зелёным, квадраты - синим, а треугольники - красным цветом.
Учить ребёнка ориентироваться в мире геометрических фигур можно с раннего возраста (ещё до года). Главное при этом, чтобы геометрические фигуры были у ребёнка постоянно "под рукой". От родителей же требуется сначала просто правильно их называть. Набор фигур может быть максимально разнообразным - это не только стандартные треугольники, квадраты и круги, но и более сложные, даже объёмные фигуры: кубы, призмы, параллелограммы, конусы. Можно сделать набор плоских фигур. Для этого следует из плотного картона вырезать различные фигуры и оклеить их с обеих сторон одинаковой цветной бумагой. Желательно, чтобы все фигуры были одного цвета и примерно одного размера, тогда ребёнок научится различать их только по форме.
Например:
- Проведите пальчиком ребёнка по контуру круга, квадрата и предложите поискать в квартире, где еще есть круги и квадраты? Нарисуйте вместе с ребёнком в воздухе контуры квадрата и круга и т. д.
До школы ребёнок должен научиться хорошо ориентироваться в различных характеристиках вещей. Необходимо дать ребёнку представления о форме, величине, пространственном расположении предметов, а также об их цвете.
Например:
- Найди на рисунке и назови известные тебе геометрические фигуры. Обведи их по контуру разными цветами: круги - красным, квадраты - синим, овалы - жёлтым, треугольники - коричневым, прямоугольники - зелёным. Назови, какие геометрические фигуры находятся: справа, слева, внизу, наверху, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу и т. д.
Нередко у детей вызывает затруднение понятие "право - лево". Отрабатывать ориентирование ребёнка в направлениях можно как дома, так и на улице. Спрашивайте у него, куда он повернул, какой рукой держит ложку или карандаш.
Замечательное подспорье для родителей при обучении ребёнка математике - счётные палочки. Лучше, если они будут разных цветов: это позволит придать занятиям необходимый игровой момент. В играх с палочками развиваются сообразительность и смекалка, способность к самостоятельному мышлению и поиску решения поставленной задачи. Немаловажным является такой момент: занимаясь со счётными палочками, у ребёнка развивается мелкая моторика. Упражнений с этими предметами существует великое множество. Вы сами можете придумывать различные задания и узоры, которые можно построить с помощью счётных палочек.
Например:
- Построй треугольник, квадрат и прямоугольник со сторонами длиной в две палочки. Построй треугольник из шести палочек, квадрат - из восьми палочек.
Ребятам дошкольного возраста можно предложить занимательные задачи. Они не только помогают усвоить математический материал, но и развивают творческий подход к заданиям, способность отыскивать решения, не лежащие на поверхности.
Не стоит за одно занятие давать детям все задания. Это будет слишком сложно. Ограничьтесь одной - двумя задачами. Если же заметите, что ваш ребёнок теряет к занятиям интерес, включите игровой момент: предложите нарисовать условие задачи.
До школы у ребёнка необходимо развивать представление о числе и количестве. Дети должны понимать, почему четыре меньше пяти, а пять больше четырёх, как сделать равенство из неравенства. Также необходимо, чтобы ребёнок мог узнавать написанные цифры, читать числовые выражения.
Если дети уже хорошо ориентируются в числах от 0 до 10, считает "в уме" и практически не смотрит на картинки при выполнении заданий, можно предложить им простые словесные задачи. Они позволят лучше подготовить детей к школе, помогут им ориентироваться не только в количестве картинок, сравнении реальных предметов, но и перейти непосредственно к математическим задачам. Если условие задачи покажется ребёнку сложным, можно на первых порах предложить ему "нарисовать" задание. Словесные задачи также помогут дошкольникам вычленять из текста важную информацию и составлять примеры, отбрасывая все лишние подробности.
Логические задачи направлены на развитие мышления дошкольника. Логическим мышлением обычно называется умение оперировать абстрактными понятиями, в отрыве от конкретных предметов. Это мышление путём рассуждений. С помощью логических задач ребёнок учится строить причинно - следственные связи. Поначалу, если у ребёнка возникают сложности с такими заданиями, можно предложить ему нарисовать условие задачи. Читайте задачки вместе с детьми. Пусть дети учатся рассуждать. Не подсказывайте ответы сразу.
Ещё до школы можно ввести в понятие ребёнка значение слов "плюс", "минус", "равно". Решая с детьми простейшие примеры, уже можно говорить эти слова, и тогда ребёнок сможет научиться оперировать ими. После этого следует показать графическое обозначение этих понятий и способы решения.
У детей обычно вызывает затруднение процесс определения времени по часам. В первую очередь потому, что здесь используется другая система счисления (они привыкли считать до 10, а затем переходить на новый десяток, здесь же используется счёт до 12). Кроме того наличие двух стрелок как бы "распыляет" его внимание, побуждая делать довольно сложные для него умозаключения (ориентироваться на два фактора, а не на один. При изучении этой темы держите при себе макет часов со свободно прикреплёнными к нему стрелками. Давая задание ребёнку, предлагайте ему самому выставить на "часах" правильный ответ.
Приступать к обучению детей определять время по часам следует постепенно. Большую пользу в этом непростом деле окажет муляж часов. Его можно отыскать в магазинах или сделать самим, например, из плотного картона. Когда вы только приступаете к обучению, можно ограничиться только одной стрелкой - часовой. И только когда ребёнок начнёт хорошо ориентироваться в понятиях "час", "половина второго", "два" и т. д., можно объяснять действие минутной стрелки в пределах 60 минут, или одного часа. Не расстраивайтесь, если обучение проходит не слишком успешно. Медики утверждают, что большинство первоклассников не могут определять время по часам со стрелками.