Александра Романова
Опыт работы творческой группы по детскому экспериментированию
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Формирование исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной практики в рамках ФГОС. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования – является любознательность. Одной из эффективных современных образовательных технологий для формирования исследовательских умений детей является технология исследовательской деятельности, которая включает в себя экспериментально – исследовательскую, познавательно – исследовательскую и проектную деятельность, но именно детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Публикация «Опыт работы творческой группы по детскому экспериментированию» размещена в разделах
Цель работы творческой группы – формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков педагогов по опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить теоретический и практический материал по опытно – экспериментальной деятельности на основе печатных и электронных ресурсов.
Внедрить в практику работы дошкольного учреждения метод опытно- экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Развивать творческую инициативу педагогов по внедрению опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для решения задач по опытно – экспериментальной деятельности была создана творческая группа.
В начале работы были проанализированы созданные условия для детского экспериментирования в группах, затем организовано знакомство воспитателей с современными требованиями к организации данной деятельности.
Для воспитателей были проведены:
Круглый стол «Приобщение детей к экспериментированию»
Презентация «Использование проектов в опытно – экспериментальной деятельности дошкольников»
Семинар – практикум «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности детей»
Деловая игра «Что такое экспериментирование?»
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении мы создавали развивающую предметно пространственную среду, которая обеспечивает возможность для проведения опытов, наблюдений и экспериментов.
Нами было разработано положение смотра – конкурса на «Лучший центр экспериментирования».
Перед проведением смотра – конкурса по оформлению центров экспериментирования творческой группой был составлен перечень материалов и оборудования для каждой возрастной группы. Разработана картотека опытов и экспериментов для дошкольников. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.
Формирование умения вести опытно – экспериментальную деятельность с дошкольниками – это сложный комплексный процесс, поэтому педагоги сами должны знать методы и приемы данной деятельности. Для решения данной задачи нами проводятся мастер – классы «Интересные опыты», «Вулкан», «Лава – лампа».
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Педагоги показали открытые занятия: «Воздух и его свойства», «Самый главный волшебник», «Свойства воды».
Эффективной формой работы являются проекты. Нашей группой были разработаны и проведены проекты «Воздух», «Ветерок», «Царство воды».
Активно внедряется в образовательный процесс организация простых опытов и экспериментов. Были проведены следующие опыты : «Выращивание кристаллов», «Плавающее яйцо», «Окрашивание листочков капусты». Эксперимент «День и ночь», «Искусственный снег».
Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Нашей творческой группой разработаны методические рекомендации по организации детского экспериментирования, перспективные планы по экспериментальной деятельности по всем возрастам.
По результатам опроса педагогов творческой группы мы достигли поставленной цели, решив ряд важных задач. Педагоги были удовлетворены работой группы, которая способствовала их творческому профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что узнал».