наталия машкина
Опыт работы «Социальное партнерство детского сада и библиотек посёлка как средство приобщения детей к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства.
Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мое село, мой поселок
- Опыт работы, практика
- Чтение, детская литература
- Темочки
Взаимодействие с различными социальными партнерами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, повышению педагогического мастерства педагогов, специалистов, повышение книжной культуры дошкольников, педагогов, родителей.
Дошкольное учреждение, вступая в социальное партнерство с библиотекой, стремится решить следующие задачи:
-методическое обеспечение образовательного процесса;
-социализация детей в общество;
-формирование у детей общей культуры личности;
-читательское развитие детей;
-повышение читательской и педагогической компетентности родителей;
-содействие в вопросах нравственного, эстетического, экологического воспитания;
-обогащение представлений детей о профессии «библиотекарь».
Формирование культуры личности всегда осуществляется через чтение. Привить детям любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники библиотеки и педагоги детских садов. Именно библиотека является той средой, где нет педагогического авторитаризма, нет опросов, оценок, вся атмосфера способствует раскрытию возможностей детей.
Для того, чтобы эти задачи воплощались в жизнь, партнеры должны уметь вести активный диалог, проявлять уважение друг к другу, учитывать интересы, только тогда они смогут достичь общих целей.
Опыт взаимодействия подготовительной группы «Непоседы» с центральной детской библиотекой имени Л. А. Лихановой и центральной библиотекой имени Матвея Матвеевича Синцова начал складываться в сентябре 2024 года. Библиотекарем детской библиотеки был составлен план мероприятий в экологическом клубе «Родничок» на каждый месяц.
Руководителем центральной библиотеки так же разработан план работы в клубе «Прочитай-ка» на весь учебный год.
Ребята нашей группы стали постоянными гостями обеих библиотек. Первое посещение клуба «Прочитай-ка» в центральной библиотеке стало настоящим праздником. В воздухе витала атмосфера ожидания и любопытства. Надежда Михайловна рассказала ребятам о загадочном мире библиотеки, о ее сокровищах-книгах, объяснила, из каких частей состоит книга. Провела экскурсию по библиотеке.
Ребята сами попробовали создать книжку-малышку, которую после библиотеки довольные забрали домой.
Каждого посещения центральной библиотеки дети ждут с удовольствием, и к нему готовятся вместе с родителями. К занятиям читают произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. С. Пушкина, русские народные сказки. Книг, которых нет у ребят дома, они берут в библиотеке.
Поэтому ребята с легкостью и интересом отгадывали загадки и выполняли различные задания. Самым интересным этапом в занятиях у ребят стали просмотр мультфильма или сказки, или творческое задание.
В Центральной детской библиотеке мероприятия проходят в форме театральных представлений, литературно-игровых программ, фольклорных праздников и сопровождаются мультимедийными презентациями.
Так в рамках экологического клуба «Родничок» на мероприятии «Рябинкины именины» ребята узнали о чудодейственном дереве-рябине, пели «каравай» для рябинки, играли в игры, а Баба-Яга угостила своими отварами из ягод.
В экологическом путешествии «В стране непуганых зверей» вместе с ребятами из детского сада «Солнышко» смотрели презентацию «Что такое заповедник?», участвовали в играх на память и внимание, познакомились с Красной книгой Кировской области.
В свободное от занятий время ребята приходят полистать страницы журналов, задать сотрудникам библиотеки интересующий вопрос, чтобы найти ответ на него в энциклопедиях.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Мы не только ходим в библиотеку, но и сотрудники детской библиотеки приходят к нам в группу с новыми интересными книгами, которые читали ребятишкам, также проводили тематические занятия по экологии.
Библиотекарь провела игровую программу «Синичкин календарь», в которой ребята из принесенных из библиотеки книг узнали много нового о жизни пернатых, посмотрели фотографии птиц, и пытались угадать их названия.
Так же проведено экологическое путешествие «По зимним тропам диких животных», в котором ребята отправились в зимний лес, узнали, в каких домах живут животные и чем питаются в лесу в непростое зимнее время.
В результате совместных действий, ребята стали общительнее, активнее принимают участие в беседах, викторинах, с удовольствием выполняют творческие задания, обсуждают проблемы по теме занятий.
Таким образом, сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстроить единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышать качество образовательных услуг, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Библиотека даёт таким детям возможность общения со сверстниками и взрослыми, привлекает к посильному участию в различных мероприятиях. Роль библиотеки в жизни детей переоценить невозможно: библиотечная среда в известной степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе.
Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые формы работы между библиотекой и дошкольным учреждением, которые способствуют формированию интереса дошкольников к чтению.