Наталья Серг. Шевелева
Опыт работы с родителями по конструированию дидактических игрушек из природного материала
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актульность работы с родителями по теме : «Конструирование из природного материала»
Конструирование из природных материалов это процесс творческий. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало и с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего объективно и принципиально нового. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, т. к. в нем проявляется индивидуальность творца.
Публикация «Опыт работы с родителями по конструированию дидактических игрушек из природного материала» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструктора, конструирование из крупногабаритных блоков.
В художественном конструировании дети создавая образы, не только (и не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер пользуясь цветом, фактурой, формой: веселый клоун, «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природных материалов.
На сегодняшний день проблема конструирования из природных материалов актуальна. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторной согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию в координации движений, гибкости точности в выполнении действий. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Дети старшего дошкольного возраста в одном и том же материале начинают видеть разные образы, показывая при этом. Что следует добавить. Что убрать, а иногда по-особому расположить в пространстве, чтобы получился выразительный образ. Поисковая деятельность детей сопровождается речевыми высказываниями по ходу создания разных образов, мысленного их выстраивания.
Природный материал, разнообразный по краскам, форме, аромату активизирует восприятие детей, включая в этот процесс разные анализаторы. Они все чаще берут материал в руки, гладят, иногда нюхают, прикладывают к щеке.
Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества.
Работа с родителями по данной проблеме является инновацией моего проекта. У ребенка появляется целенаправленный интерес к работе с природным материалом не только в детском саду, но и дома.
Увлеченный родитель увлекает интересными поделками и личным примером своего ребенка. Именно с родителей дет берут пример для подражания в первую очередь. Интерес детей к конструированию из природного материала, поддерживаемый со стороны родителей, помог нам добиться хороших результатов у детей на занятиях и в свободной деятельности.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.
Дети очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей по изготовлению игрушек удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление к поделке вещей, дает реальное воплощение мысли, фантазии, для общего развития.
Очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения, радости, которое он испытывает, сделав игрушку.
Именно работа с родителями является новшеством моего проекта. Если не только воспитатель, но и родитель будут увлечены конструированием из природного материала, ребенок будет увлечен вдвойне.
Увлеченные идеей конструирования из природного материала начинают сами вносить интересные предложения, придумывать новые поделки.
В нашей группе родители посещали занятие «Домовенок» (см. приложение, «Школа лесовичков из пробки», «Веселые тролли», «Пасхальный садик», «Осенняя гирлянда» и другие.
Успех работы с природным материалом детей в семье зависит от многих условий, и прежде всего от правильной организации труда.
Для работы с природным материалом дома ребенку необходимо отвести определенное место, оборудовать его детским столиком и стулом, соответствующими росту ребенка. Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения инструментов и природного материала. природный материал собирают в летний и осенний период, во время экскурсий, прогулок с детьми на природу.
3. Работа с детьми и родителями по конструированию из природных материалов.
Этапы работы Мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат
I.Предварительный этап. 1. Диагностика детей старшего дошкольного возраста сентябрь Оценка способностей детей по 4-х бальной шкале
2. Обзор литературы, журнальных статей, брошюр посвященных проблеме конструирования из природных материалов август – сентябрь
3. Беседы с родителями, активное обсуждение, обмен мнениями об актуальности, данной проблемы. сентябрь
4. индивидуальные консультации по правильному сбору, сушке и хранению различного природного материала. сентябрь
5. Сбор природного материала совместно с детьми и родителями сентябрь
6. Экскурсия в зимний сад с детьми сентябрь
7. Экскурсия в зимний сад с родителями. октябрь
II.Этап реализации 1. Занятие – практикум с родителями тема : «Домовенок»
См. приложение.
Цель: научить родителей приемам и способам взаимодействия с природным материалом Октябрь 3-4 неделя Украшение групповой комнаты поделками.
2. Занятия с детьми по конструированию из природного материала
См. приложение октябрь –ноябрь еженедельно
3. Подгрупповая консультация с родителями по запросам, актуальным проблемам, возникающим в творческом процессе изготовления поделок из природного материала. октябрь, ноябрь
4. Досуги в группах, чтение стихов о природе, украшение группы поделками детей. Участие каждого ребенка в дизайне групповых помещений еженедельно
III. Заключительный этап 1. Диагностика детей по итогам трех месяцев работы
См. приложение ноябрь
2. Участие в творческом конкурсе поделок из природного материала октябрь
3. Участие в городской выставке «Дары природы» сентябрь
Было проведено анкетирование (см. приложения) родителей с целью выявления уровня осведомленности о природном материале. После окончания проекта количество заинтересованных и положительно ответивших на вопросы анкеты родителей увеличилось в 2-3 раза, что видно из диаграммы.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста
Название мероприятия Предметное содержание Сроки проведения
1. Совместный поход за природным материалом в парк КиО Проконсультировать родителей о правильном отборе и условиях хранения природного материала 1-2 неделя
сентябрь
2. Экскурсия в ДСООЦ «Лазурный» Познакомить родителей и детей с творчеством детей, отдыхающих в «Лазурном», вызвать желание проявить свое творчество, инициативу 3-4 неделя
сентябрь
3. Занятие практикум для родителей «Домовенок» Дать представление о многообразии поделок, украшений из природного материала. Активизация деятельности родителей по формированию навыков конструирования. Продолжать знакомить родителей со способами конструирования из природного материала, вызвать желание сотрудничества, сотворчества. 3-4 неделя
октябрь
4. Открытое занятие показ детьми.
Тема: «Бабочка» Познакомить родителей с изученными детьми приемами освоения природного материала. Показать успехи и достижения детей. 1-2 неделя
ноябрь
5. Творческий конкурс поделок из природного материала, посвященный году учителя. Активизация деятельности родителей и детей по формированию навыков конструирования 3-4 неделя
ноябрь
6. Участие в городской выставке «Дары природы» Вызвать желание проявить творчество, сотрудничество со своими детьми, поделиться опытом с другими родителями сентябрь
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
План работы с родителями детей среднего дошкольного возраста
Название мероприятия Предметное содержание Сроки проведения
1. Совместный поход за природным материалом в парк КиО Пояснить родителям, как правильно отбирать и в каких условиях сушить и хранить природный материал 1-2 неделя
сентябрь
2. Экскурсия в Зимний сад Познакомить родителей с разнообразным творчеством родителей и детей, из природного материала 3-4 неделя
сентябрь
3. Занятие практикум «Работа детей с природным материалом» Дать представление о многообразии поделок, украшений из природного материала. Активизация деятельности родителей по формированию навыков конструирования. Продолжать знакомить родителей со способами конструирования из природного материала, вызвать желание сотрудничества, сотворчества. 3-4 неделя
октябрь
4. Открытое занятие показ детьми.
Тема: «Лошадка» Познакомить родителей с изученными детьми приемами освоения природного материала. Показать успехи и достижения детей. 1-2 неделя
ноябрь
5. Творческий конкурс поделок из природного материала, посвященный году молодежи. Активизация деятельности родителей и детей по формированию навыков конструирования 3-4 неделя
ноябрь
6. Участие в городской выставке «Дары природы» Вызвать желание проявить творчество, сотрудничество со своими детьми сентябрь
В начале работы на ознакомительном этапе с природным материалом была проведена диагностика детей по конструированию из природного материала с целью оценки качества и уровня развития конструкторской деятельности детей. Большинство детей показали средний уровень, высокий – 8 человек, крайне низкого уровня развития у детей выявлено не было. Учитывались три раздела – это : 1) умение конструировать по схеме; 2) умение создавать конструкцию с учетом условий ее функционирования; 3) умение конструировать по собственному замыслу.
К окончанию старшей группы у большинства детей улучшились показатели, появились элементы творчества, проявление инициативности, самостоятельности, что видно из представленной ниже диаграммы. Максимального уровня достигли 11 человек (начало года – 3 человека, высокого уровня – 8 человек (начало года – 8 человек, средний уровень – 4 человека (начало года- 11 человек, низкого уровня нет (начало года – 1 человек.
Вывод: из диаграмм видно, что по результатам оценки работы в этом направлении, запланированные показатели умений детей заметно улучшились.
После проведения запланированных мероприятий я оценила результаты взаимодействия родителей с природным материалом. Наши родители в августе и сентябре участвовали вместе с детьми в походе за природным материалом в парк КиО, познакомились и научились собирать различный природный материал) шишки, желуди. Камешки, веточки, мох, коряги и др.) . Узнали они и правильном отборе, условиях сушки и правильного хранения природного материала. На экскурсию мы приглашали не только мам, но и пап, бабушек и дедушек. Взрослые и дети вели себя активно, задавали вопросы, вели беседы между собой о будущих поделках, вносили интересные предложения. В средней группе мы приглашали родителей на занятие «Лошадка». Это было первое открытое мероприятие по конструированию из природного материала. Взрослые впервые увидели своих 4-5 летних детей с другой стороны, это уже не были ни к чему не способные малыши, их увидели серьезными, старательными фантазерами. В старшей группе на занятии «Бабочка» родители сумели оценить их новые умения и навыки, которые сформировались в новом учебном году.
В средней и старшей группе итогом работы по конструированию из природного материал были конкурсы поделок в группе из природного материала. Дети и родители, а также братья, сестры, бабушки и дедушки активно принимали участие в творчестве, сотрудничестве со своими детьми.
Дети, приходя с утра в детский сад, делились со мной и между собой впечатлениями от процесса работы с мамами и папами. Малыши расширяли свой кругозор при работе с разнообразным материалом, пополняли свой словарный запас новыми словами и выражениями, социальный опыт.
В старшей группе на занятии «Домовенок» родители познакомились с нетрадиционными приемами и техниками. Узнали, как из необычных материалов сделать уникальный подарок своими руками, украсить поделками детскую комнату. Научились они использовать свои полученные знания на практике, например в дизайне помещений, предметов быта.
В сравнении с прошлым годом все больше родителей принимают участие в городском конкурсе – выставке «Дары природы». На выставке родители и дети провели время с пользой,они расширили свой кругозор, обменялись опытом с другими участниками выставки.