лидия петрова
Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как по профессии я учитель рисования и являюсь членом Александровского клуба художников. Участник городских, международных выставок. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.
Публикация «Опыт работы „Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников:
•Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. И Д «Карапуз» Т Ц «Сфера».
•Журнал. «Цветной мир»1/2009; 5/2011; 6/2011.
•Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под редакцией Р. Г. Казаковой.
Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели:
•В свободной групповой ячейке организовала изостудию «Радуга»
•Составила перспективный план работы по освоению нетрадиционных технологий на основе разработок Р. Г. Казаковой (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005)
Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщению к изобразительному искусству.
Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Основой опыта являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направленные на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
В своей работе использую программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности;
- принцип системности и последовательности;
_ принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности;
- принцип интереса;
- личностно – ориентированного подхода к ребенку;
- активности, контролируемости, индивидуального подхода.
Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.
НОВИЗНА ОПЫТА
Предлагаемый опыт направлен на формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду средствами нетрадиционных техник рисования.
Подобрала и изучила литературу, содержащую нетрадиционные виды деятельности. Составила план кружковой работы, взяв за основу разработки нетрадиционного рисования Р. Г. Казаковой.
Создала в детском саду изостудию «Радуга». Занятия в студии интересны и полезны, потому что происходят в необычной обстановке.
Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.
Задачи.
•Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
•Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.
•Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.
Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями, работа в условиях студии позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы является:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
С детьми младшего возраста использую техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование жесткой полусухой кистью,
- рисование манкой и др. крупами.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисунки из ладошки,
Средняя и младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе 15-20 мин
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:
- рисование песком, солью,
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на пленке, на стекле,
- перламутрового акрила и теста,
- граттаж,
- использование смешанных техник.
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 мин.
В своем опыте использую игры с пластикой форм:
- цвет (теплый, холодный; светлый, темный,
- линия (ломаная, прямая и др. ,
- контраст (по тону, цвету,
- ритм (линии, штрихи).
На занятии важно активизировать внимание:
- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие).
- просьба о помощи,
- музыкальное сопровождение,
- сказки, стихи, загадки.
Содержание
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем.
Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными средствами у детей развиваются:
- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- пространственное ориентирование на листе бумаги;
- внимание и усидчивость;
- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
Основные этапы изобразительной деятельности
На 1 этапе - познакомлю с данным материалом.
На 2 этапе - практическом ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.
На 3 этапе – анализ результатов.
Перед нашим детским учреждением стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто ходит в детский сад и кто придет. Вырастить не только здоровыми и крепкими людьми, но и – обязательно – инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы они взялись. Главное не тормозить развитие, а помогать детям раскрывать изобразительные способности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :
-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему кружковой работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.