Надежда Рафеенко
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Новозыбкова»
Опыт работы
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество»
Подготовила: Рафеенко Н. В.
Новозыбков, 2024 г.
Темочки:
Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество» и хочу поделиться своими достижениями и тем, как воспитывая детей, я сама расту и развиваюсь как личность и профессионал.
Актуальность данной темы очень велика для нашего общества, так как мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Много для себя открываем заново и переоцениваем. К сожалению, нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания. Именно поэтому основной целью в данном направлении я ставлю: приобщение подрастающего поколения к русской народной культуре через устное народное творчество, к национальным культурным традициям своего народа, формирование у детей патриотических чувств и духовности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. Так как, именно в устном народном творчестве как нигде больше сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии и верности.
Для реализации цели, мною были поставлены следующие задачи:
Приобщать детей к истокам народной культуры;
Создание условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре;
Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, потешки, загадки, хороводы и т. д. ;
Расширять представление детей о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа;
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, к народным играм;
Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
Свою работу с детьми строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
В ходе приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в нашей группе была создана предметно – развивающая среда, обеспечивающая погружение ребенка в социально – культурный опыт народа. С помощью родителей воспитанников был создан мини – музей «К родным истокам». Как известно, окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Именно поэтому ребят окружают предметы, характерные для русского народного быта. Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир старины. Поэтому, помимо натуральных вещей есть предметы стилизованные под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, игрушки, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – игра. С помощью нее легко ввести дошкольников в мир русской культуры. Дети нашей группы с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, предметами быта, примеряют сарафаны, кокошники, платки, обыгрывают их…
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры строю на основе устного народного творчества. Ведь именно через него у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому, не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. С младшего дошкольного возраста мы начинали использовать «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.
Потешки многое рассказывают о жизни в старину. Они легки для понимания детей и интересны им. Дети с удовольствием повторяют и разучивают их. Потешки мы используем не только на занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Например, при умывании: «Водичка серебристая, как ты сюда попала…», «В ручейке вода струится»…Когда просыпаемся: «Ребятки просыпайтесь. Глазки открывайтесь…», «Уж как сон ходил по лавке, дрема по полу брела…». Дети с удовольствием вводят народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать… В более старшем возрасте потешки уже можно использовать, как пальчиковые игры.
Большую роль в приобщении детей к истокам устного народного творчества играют сказки, из которых дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях. Дети всегда слушают их внимательно, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка) и др. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят»). Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка осуждает: лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет смелость, верность. Сказки можно использовать во всех возрастных группах. Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками я уже обращаю внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, веретено и т. д., рассматриваем обсуждаем с детьми предметы, игрушки, домашнюю утварь.
В своей работе так же использую считалки – это небольшие истории, придуманные для детей, как способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего мы используем считалки для подвижных игр. Например, «Уж как зоренька – заря русы косынки плела. Кто те косы расплетет, первый кон водить идет», «Сидел петух на палочке, считал свои булавочки: раз, два, три, в этот счет выходишь ты» и др.
Пословицы и поговорки так же очень важны для приобщения детей к истокам русского народного творчества. Они оказывают поучительное действие, легко воспринимаются и запоминаются детьми. Пословицы мы используем во всех процессах воспитательной работы. Например, «Добрые дела человека красят», «Надулся как мышь на крупу», «Без трудов нет плодов» и др.
Так же важным жанром являются народные загадки. Овладение которыми способствует умственному развитию ребенка. Они требуют наблюдательности, развивают мышление, память. Загадки так же можно использовать во всех организационных моментах. Например, «Он в лесу хозяин грозный, он лохматый и серьезный. Любит ягоды, медок. На зиму он спать залег», «Как надела сто рубах, захрустела на зубах» и др.
Большое место в приобщении детей к истокам русской культуры занимают народные праздники и традиции. Я считаю, что очень важно, чтобы дошкольники пели русские народные песни, водили хороводы, играли в любимые народом игры. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды и музыки, предметов старины, использование фольклора. Например, «Пасха», «Рождество», «Масленица». Ознакомление с народной музыкой позволяет знакомить детей с живым песенным фольклором.
Считаю, что большую роль в приобщении детей к народной культуре через устное народное творчество играет театрализованная деятельность. Ребята с удовольствием обыгрывают сюжеты русских народных сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Репка», используя в речи различные приемы, а также атрибуты русского народного быта.
Русские народные, хороводные игры («У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота» и др.) привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в такие игры.
Хотелось бы отметить, что как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми. На познавательно – речевых занятиях использую предметно – манипулятивные действия с игрушками, игры – показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.
Для общего развития, с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, мы с воспитанниками посещаем детскую библиотеку, где проходят тематические экскурсии «К истокам старины», на которых дети с удовольствием демонстрируют свои знания фольклора.
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Совместное участие в мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Для родителей провожу консультации, например, «Рассказы о Родине», «Традиции и обычаи русского народа» и др. Все необходимые рекомендации размещаю в «Уголке для родителей». В ходе индивидуальных бесед давала советы по словарной работе с детьми, на родительских собраниях давала рекомендации по знакомству детей с малыми фольклорными формами, давала советы по словарной работе с детьми, информацию о способах игрового речевого общения с ребенком. За круглым столом родители воспитанников делились своим опытом по развитию речи дома. Привлекала родителей к помощи по изготовлению костюмов и атрибутов к народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, чтение русских народных сказок). Совместно с родителями создали альбом «Исконно русские праздники в нашей семье». Родители с удовольствием делятся своими семейными фотографиями, а воспитанники очень любят их рассматривать, вспоминая события того дня и делясь с нами своими эмоциями.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно – патриотических и духовно – нравственных качеств.