Ольга Муркаева
Опыт работы по экологическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательную деятельность с детьми я осуществляю в разных фор-мах и видах организации детской деятельности с учетом возрастных и инди-видуальных особенностей: познавательной, художественной, исследователь-ской, речевой, двигательной, игровой, самостоятельной.
Активно внедряю в свою практическую деятельность новые образова-тельные технологии: метод проекта, здоровьесберегающие технологии, тех-нологию исследовательской деятельности, информационно - коммуникатив-ные технологии, т. к они мне помогают осуществлять пропаганду экологиче-ского воспитания, проводить детско-родительские мероприятия для показа презентаций, дидактических игр, мультфильмов по экологическому воспита-нию и др.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспе-риментально-поисковой, в которой ребёнок может ярко проявить себя, выра-зить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.
Поэтому в своей работе большое внимание уделяю экологическому вос-питанию дошкольников.
Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны обра-зованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ре-бёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учре-ждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в до-школьном детстве.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения при-роды включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологиче-ская обстановка на мой взгляд предполагает несколько иные подходы к об-разованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора био-логических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологиче-ского образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предме-тах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного е неразруша-ющего обращение с ними и активного желания поступать именно так: щадя-щим и сберегающим образом».
Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед пе-дагогами дошкольного учреждения задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Помимо основных форм работы с воспитанниками по экологическому воспитанию, я использую инновационные технологии: одним из таких явля-ется проектная деятельность и мультипликация. Такой подход делает педаго-гическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте фор-мирования основ экологической культуры у детей, умений экологически со-образных действий в окружающей природе.
Особое значение в воспитании экологической культуры являются дидак-тические экологические игры. Игра является одним из видов деятельности человека, который в детском возрасте является ведущим. Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить пе-реход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвое-ния знаний и представлений об окружающем мире.
«Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней зало-жена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, до-биться результата, выиграть», — пишут С. А. Козлова и Т. А. Куликова
Также ежегодно провожу экологические акции с детьми и родителями, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую про-блему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо.
В осенний период проводится акция «Трудовой десант» может подра-зумевать субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают.
В зимнее время организовываю акцию «Покорми птиц зимой», дети совместно с родителя делают кормушки и развешивают на территории дет-ского сада, в скверах, в парках. Акция «Вместе озеленим участок наш» не только сформирует у детей элементарный навык посадки растений, но и сформирует уважительное отношение к чужому труду.
Весной организовываю акцию «Сделаем наш участок чистым и краси-вым» с участием родителей. Родители помимо уборки территории, оформ-ляют цветочные клумбы. Такая работа не только сформирует у детей эле-ментарный навык посадки растений, но и сформирует уважительное отноше-ние к чужому труду.
Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в де-тях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акци-ях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж яр-ких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окру-жающим миром.