Деньщикова
Опыт работы по экологическому воспитанию
МДОУ ЦРР д/с № 4 «Империя детства»
Подготовила: воспитатель
Деньщикова И. Г.
г. Новоалександровск
Опыт работы по экологическому воспитанию.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей. Глобальный кризис охватил окружающую среду. Сегодня наш общий дом в опасности. В земле, воде, почве, воздухе обнаруживаются токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под «воздействием» рук человека исчезают ручьи и даже реки, идёт варварское уничтожение золотого запаса жизни – генофонда редких животных и растений.
Остановить опасность, уберечь наш общий Дом от катастрофы стало лейтмотивом моей работы с детьми. Увидев повышенный интерес детей к распространенному и удивительному веществу в природе – воде передо мной встали вопросы:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира воды?
-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Исходя из этого, возникла необходимость в организации кружковой работы
Наиболее благоприятным периодом для формирования «экологического сознания» является старший дошкольный возраст. Для детей 6 – 7 лет мною была разработана и внедрена программа кружка по экологическому воспитанию «Волшебница вода», разработанная на основе программы Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа». Цель программы – помочь ребёнку осознать себя частью природы и пробудить в нём стремление к пониманию, преобразованию и сохранению окружающей среды.
Перед собой поставила следующие задачи:
Познакомить детей со свойствами воды, её превращениями, нахождением в живой природе;
Формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
Способствовать развитию представлений детей о значении воды в жизни растений, животных и человека;
Приобщать к практической природоохранной деятельности, формировать первые навыки рационального природопользования.
Модель работы кружка «Волшебница вода» включала в себя несколько разделов. Всю работу по кружковой деятельности я поделила, условно, на несколько этапов. Это дало возможность выстроить систему в работе, переходя от одного этапа к другому.
На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о свойствах воды, и её значении в жизни людей, животных и растений. Изучила литературу по данной теме.
На 2-ом этапе мною создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со всеми воспитанниками группы, а также создан мини – музей «Волшебница-вода», оформлен фотоальбом «Отдых на воде», картотека «Элементарные опыты и эксперименты».
На 3 – ем этапе, разработала программу кружка «Волшебница вода», которая включает в себя:
игры
экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
познавательные беседы;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
долгосрочные наблюдения-эксперименты и самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Содержание и темы занятий спланированы по блокам:
Вода вокруг нас;
Куда бежит вода
Эта волшебница вода
Ходит капелька по кругу
Какой бывает вода
Что растёт в воде
Кто живёт в реке
Вода нужна всем
Почему воду нужно беречь
Я и река
Праздник Волшебницы воды
В каждом блоке содержится от 2 до 9 тем. Блоки можно варьировать.
Реализацию поставленных перед собой задач осуществляла в:
непосредственно образовательной деятельности,
во время лабораторных работ, проводимых детьми,
в совместной деятельности воспитателя и детей,
игровой и проектно – продуктивной деятельности.
Предпочтение отдавала ведущему виду деятельности - игре: игры -путешествия, игры -эксперименты, игры -экскурсии, также были организованы целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формировались и развивались мотивации личности ребенка к познанию.
Ребёнку-дошкольнику по природе своей присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая, дети стремились не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать, поиграть им.
Одним из эффективных методов познания свойств воды было экспериментирование
В процессе экспериментирования у детей формировались не только интеллектуальные впечатления, но и развивались умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Эксперименты подбирала самые разнообразные, но самое главное – они интересные и привлекательные для моих детей. Это:
запланированные эксперименты, которые требуют от педагога определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.
Сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Проведение экспериментов стало нормой жизни в группе, мы их рассматривали не как развлечения, а как путь ознакомления детей с миром воды и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями.
Для просвещения родителей проводила консультации, тренинги, практические занятия, распространяла газеты, памятки, привлекала к созданию фотоальбомов. Большой интерес у родителей вызвали открытые занятия с детьми: «Путешествие капельки», «Волшебница вода», конкурс по обогащению экспериментального центра группы.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой.
Для этого были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, и картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Они помогали в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к работе кружка.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения эффективных форм и методов работы в практику детского сада. С этой целью была проведена экологическая игра с педагогами «Почти всё о животном мире», а также в целях обобщения опыта работы кружка «Волшебница вода» я провела для воспитателей открытые занятия : «Какая бывает вода?», «Ходит капелька по кругу».
Вижу целесообразность распространения своего опыта. Это ставит педагогов на путь мобилизации знаний и умений по проблеме. И мне приятно было узнать, что программа кружка «Волшебница вода» заинтересовала педагогов нашего района, и, я надеюсь, что они успешно её внедряют в своём детском саду.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты в работе кружка, о чём свидетельствует положительная динамика усвоения детьми программных задач. На начало работы - 45%, конец - 77%
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.