Гульнара Якупова
Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме:
«Развитие интеллектуальных способностей
детей посредством технологии развивающих игр»
Подготовила:
Воспитатель
Якупова Г. А.
МБОУ «СОШ № 7»
г. Нефтеюганск
Актуальность
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Основа интеллекта человека, а, следовательно, и его образованности в будущем, закладывается в первые годы жизни ребенка - от рождения до 6-7 лет. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Как считают многие российские и зарубежные специалисты, именно этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребенка, и человек уже никогда не сможет превзойти тот потенциал, который был заложен в нем в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве происходит общее развитие личности, и, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей - переход от наглядных форм к логическим, от практического мышления к творческому.
В настоящее время разрабатывается большое количество инновационных педагогических технологий в ДОУ. Наиболее эффективными средствами развития умственных процессов у детей дошкольного возраста являются технологии игр Воскобовича В. В., палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, т. к. именно эти игры направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.
Представленные выше технологии, в первую очередь направлены на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности дошкольника. Главная особенность данных средств – развитие способности к моделированию и конструированию, формирование представления о математических понятиях.
По мнению Л. З. Зака, З. А. Михайловой, Н. Н. Непомнящей и др. именно формирование математических представлений у детей дошкольного возраста дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей.
Цель: Развивать интеллектуальные способности детей через формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
С детьми:
- Развивать познавательные процессы мышления, внимания, памяти, восприятия;
- Формировать творческие способности, самостоятельность и мелкую моторику руки.
- Воспитывать устойчивый интерес к развивающим играм, любознательность, творческую активность.
- Совершенствовать интеллектуальные способности.
С родителями:
- повысить педагогическую культуру родителей;
- обогащать и расширять знания родителей о развивающих играх Воскобовича, палочках Кюизенера, блоках Дьенеша;
- расширять представления о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии детей;
- приобщать родителей к совместным играм с детьми в условиях семьи;
- формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком и навыки партнерской деятельности.
Одним из необходимых условий полноценного развития дошкольника в группе является развивающая предметно-пространственная среда. Она создана с учетом требований ФГОС: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствует развитию каждого ребенка в самостоятельной творческой и партнерской деятельности.
В группе организован уголок познавательной математики, в котором расположены следующие игры: развивающие игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо-соты», «Чудо-головоломки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Математические корзинки», и др., блоки Дьенеша, альбомы и схемы к блокам; палочки Кюизенера и альбомы к ним; разные виды мозаики, мягкие и плоскостные геометрические фигуры, цифровое лото, дидактические игры «Внимательные глазки», «Найди лишний предмет», развивающие игры «Веселые фигуры», «Подбери узор», «Развивающее лото», «Логические таблицы», иллюстрированные книги с логическими заданиями, знаково-символические средства и др. К стене прикреплены ковролин и магнитная доска, которые выполняют разные функции: это и размещение наглядно-дидактического материала, и возможность для самостоятельной творческой деятельности ребенка.
В уголке познавательной математики периодически происходит смена игр, что позволяет поддерживать интерес детей к ней. Дошкольникам предоставлена возможность выбирать любую игру и брать ее домой на некоторое время. Таким образом, у ребенка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий. Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребенка поиграть с близкими, объяснить им правила, в результате чего закрепляются математические представления и умения ребенка, развивается познавательный интерес, налаживается непринужденное общение с родителями.
Для более прочного усвоения предлагаемого материала, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с играми. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.
1 Этап: Внесение игры в группу.
Цель: знакомство детей с игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап: Собственно игра.
Цель:
Развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные отношения
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Особое внимание во время совместной деятельности с детьми уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Детям систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать прямоугольник, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также синий круг, потому что все остальные фигуры – красные. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Если вариант неверный, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно – практический характер. Например: играя с палочками Кюизенера, ребенок не просто произвольно выкладывает фигуры, а перед ним ставится задача – для большого медведя нужно построить большой дом, для этого какие палочки нужно выбрать? (высокие). А какого цвета самые высокие (длинные) палочки? А какой дом нужно построить для медвежонка? (маленький) и т. п. Ребенок начинает анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, происходит сложная речевая деятельность.
Решение логических задач детьми способствует формированию логических операций, совершенствованию представлений о сравнении, классификации, символическом изображении и знаках.
Развитию воображения, познавательных и творческих способностей, мелкой моторики руки у детей способствуют игровые задания и упражнения:
складывание изображений из простых геометрических фигур (прозрачный квадрат Воскобовича, двухцветный квадрат Воскобовича);
придумывание и создание различных фигурок на «Геоконте» (по схеме и по представлению);
поиск общих признаков для непохожих предметов (элементы-ТРИЗ, РТВ);
придумывание предложений «Что может произойти, если. ?» (элементы-ТРИЗ, РТВ);
необычное использование деталей конструктора, головоломок;
решение логических задач-шуток.
Комплекс игровых заданий и упражнений, которые представлены в картотеке игр по развитию интеллектуальных способностей, активизируют речь детей, сенсорные способности, совершенствуют познавательные процессы памяти, мышления, внимания, восприятия.
Логико-математические игры стимулируют у детей проявление творческой активности, развитие умений соотносить реальное изображение со схематическим, умений находить предмет по заданному свойству, ориентироваться в пространстве; способствуют развитию связной аргументированной речи.
Форма работы с родителями:
Рекомендации: «Как играть с палочками Кьюизенера», «Роль занимательной математики», «Игры с блоками Дьенеша», «Картотека игр по развитию интеллектуальных способностей»
Консультации :«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал», «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольном возрасте», «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»
Презентация «Играя – развиваемся!»
Информация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»
Папка-передвижка «Роль занимательного математического материала»
Выставка развивающих игр по формированию математических представлений
Семинар-практикум «Растим любознайку»
Буклет: «Мышление: формы,свойства, виды, способы развития у детей»
Ожидаемый результат:
Дети высказывают суждения, пользуются речью -доказательством.
Повысился уровень познавательного развития
Проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.
Хорошо владеют приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.