Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр

Гульнара Якупова
Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей

детей посредством технологии развивающих игр»

Подготовила:

Воспитатель

Якупова Г. А.

МБОУ «СОШ № 7»

г. Нефтеюганск

Актуальность

Темочки:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Основа интеллекта человека, а, следовательно, и его образованности в будущем, закладывается в первые годы жизни ребенка - от рождения до 6-7 лет. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Как считают многие российские и зарубежные специалисты, именно этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребенка, и человек уже никогда не сможет превзойти тот потенциал, который был заложен в нем в дошкольном возрасте.

В дошкольном детстве происходит общее развитие личности, и, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей - переход от наглядных форм к логическим, от практического мышления к творческому.

В настоящее время разрабатывается большое количество инновационных педагогических технологий в ДОУ. Наиболее эффективными средствами развития умственных процессов у детей дошкольного возраста являются технологии игр Воскобовича В. В., палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, т. к. именно эти игры направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.

Представленные выше технологии, в первую очередь направлены на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности дошкольника. Главная особенность данных средств – развитие способности к моделированию и конструированию, формирование представления о математических понятиях.

По мнению Л. З. Зака, З. А. Михайловой, Н. Н. Непомнящей и др. именно формирование математических представлений у детей дошкольного возраста дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей.

Цель: Развивать интеллектуальные способности детей через формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

С детьми:

- Развивать познавательные процессы мышления, внимания, памяти, восприятия;

- Формировать творческие способности, самостоятельность и мелкую моторику руки.

- Воспитывать устойчивый интерес к развивающим играм, любознательность, творческую активность.

- Совершенствовать интеллектуальные способности.

С родителями:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- обогащать и расширять знания родителей о развивающих играх Воскобовича, палочках Кюизенера, блоках Дьенеша;

- расширять представления о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии детей;

- приобщать родителей к совместным играм с детьми в условиях семьи;

- формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком и навыки партнерской деятельности.

Одним из необходимых условий полноценного развития дошкольника в группе является развивающая предметно-пространственная среда. Она создана с учетом требований ФГОС: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствует развитию каждого ребенка в самостоятельной творческой и партнерской деятельности.

В группе организован уголок познавательной математики, в котором расположены следующие игры: развивающие игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо-соты», «Чудо-головоломки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Математические корзинки», и др., блоки Дьенеша, альбомы и схемы к блокам; палочки Кюизенера и альбомы к ним; разные виды мозаики, мягкие и плоскостные геометрические фигуры, цифровое лото, дидактические игры «Внимательные глазки», «Найди лишний предмет», развивающие игры «Веселые фигуры», «Подбери узор», «Развивающее лото», «Логические таблицы», иллюстрированные книги с логическими заданиями, знаково-символические средства и др. К стене прикреплены ковролин и магнитная доска, которые выполняют разные функции: это и размещение наглядно-дидактического материала, и возможность для самостоятельной творческой деятельности ребенка.

В уголке познавательной математики периодически происходит смена игр, что позволяет поддерживать интерес детей к ней. Дошкольникам предоставлена возможность выбирать любую игру и брать ее домой на некоторое время. Таким образом, у ребенка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий. Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребенка поиграть с близкими, объяснить им правила, в результате чего закрепляются математические представления и умения ребенка, развивается познавательный интерес, налаживается непринужденное общение с родителями.

Для более прочного усвоения предлагаемого материала, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с играми. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.

1 Этап: Внесение игры в группу.

Цель: знакомство детей с игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель:

Развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные отношения

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Особое внимание во время совместной деятельности с детьми уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Детям систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать прямоугольник, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также синий круг, потому что все остальные фигуры – красные. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Если вариант неверный, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно – практический характер. Например: играя с палочками Кюизенера, ребенок не просто произвольно выкладывает фигуры, а перед ним ставится задача – для большого медведя нужно построить большой дом, для этого какие палочки нужно выбрать? (высокие). А какого цвета самые высокие (длинные) палочки? А какой дом нужно построить для медвежонка? (маленький) и т. п. Ребенок начинает анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, происходит сложная речевая деятельность.

Решение логических задач детьми способствует формированию логических операций, совершенствованию представлений о сравнении, классификации, символическом изображении и знаках.

Развитию воображения, познавательных и творческих способностей, мелкой моторики руки у детей способствуют игровые задания и упражнения:

складывание изображений из простых геометрических фигур (прозрачный квадрат Воскобовича, двухцветный квадрат Воскобовича);

придумывание и создание различных фигурок на «Геоконте» (по схеме и по представлению);

поиск общих признаков для непохожих предметов (элементы-ТРИЗ, РТВ);

придумывание предложений «Что может произойти, если. ?» (элементы-ТРИЗ, РТВ);

необычное использование деталей конструктора, головоломок;

решение логических задач-шуток.

Комплекс игровых заданий и упражнений, которые представлены в картотеке игр по развитию интеллектуальных способностей, активизируют речь детей, сенсорные способности, совершенствуют познавательные процессы памяти, мышления, внимания, восприятия.

Логико-математические игры стимулируют у детей проявление творческой активности, развитие умений соотносить реальное изображение со схематическим, умений находить предмет по заданному свойству, ориентироваться в пространстве; способствуют развитию связной аргументированной речи.

Форма работы с родителями:

Рекомендации: «Как играть с палочками Кьюизенера», «Роль занимательной математики», «Игры с блоками Дьенеша», «Картотека игр по развитию интеллектуальных способностей»

Консультации :«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал», «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольном возрасте», «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»

Презентация «Играя – развиваемся

Информация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»

Папка-передвижка «Роль занимательного математического материала»

Выставка развивающих игр по формированию математических представлений

Семинар-практикум «Растим любознайку»

Буклет: «Мышление: формы,свойства, виды, способы развития у детей»

Ожидаемый результат:

Дети высказывают суждения, пользуются речью -доказательством.

Повысился уровень познавательного развития

Проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.

Хорошо владеют приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр
Опубликовано: 25 января 2021 в 19:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей посредством технологии развивающих игр» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Якупова (УИ 264377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД