Наталья Зорикова
Использование игр в работе по формирования звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Использование игр в работе по формирования звуковой культуры речи»
В младшем возрасте мы в первую очередь учим детей говорить. Но для того, чтобы научить ребенка говорить, необходимо научить правильно произносить все звуки. По мере возможности мы стараемся это сделать и в связи с этим ставим следующие задачи:
1. Обучать детей правильному звукопроизношению.
2. Учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные изолированно и в словах.
Публикация «Использование игр в работе по формирования звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
3. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.
4. Развивать умение вслушиваться в звучащее слово, соотносить его с предметом.
5. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, интонационные средства выразительности.
Для того чтобы выполнить эти задачи стараемся осуществлять формирование звукопроизношения в три этапа : - подготовка артикуляционного аппарата; - уточнение произношения звука; -закрепление звука в словах.
Немало важную роль в развитии звуковой культуры и связной речи играет окружающая ребенка РППС. И мы стараемся сделать ее такой, чтобы у детей в процессе игры возникало желание общаться друг с другом.
Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, отчётливо выговаривать слова, его нужно научить напрягать слух, улавливать и различать звуки. Начинала с узнавания неречевых звуков. Предлагала послушать, что они слышат в окружающей обстановке: шум машин, тиканье часов, шелест листьев, шум ветра и дождя и т. д. Использовала игры развивающие слуховое восприятие, внимание «Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Шмели и жуки», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай на чём играю?», «Сделай то, что я скажу» и т. д. Играми и упражнениями тренировала малышей в познании уже известных им звуков и готовила к освоению новых.
Для этого чаще всего использовала звукоподражания («мяу-мяу» — кричит кошечка, «га-га-га» — гуси, «тик-так» — идут часы). Малыши берут на себя роль цыплёнка, то курочки, изображают летящий самолёт, движущийся поезд и т. д. Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечён ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки.
Еще я использую дидактическое пособие сделанный мною «волшебный кубик». На гранях кубика наклеены картинки: малышка, паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» – приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке малыш – дети произносят а-а-а; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. Вне занятия дети сами берут кубик и играют.
Проводила индивидуальные занятия с детьми: игры на развитие дыхания «Послушный ветерок», «Дыхательная гимнастика» исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басом, а игрушечного – в более высокой тональности (тоненько).
Для подготовки артикуляционного аппарата использую простейшую артикуляционную гимнастику «Сказка про веселого язычка», например, на занятии по знакомству со звуком «У» использовала игру «Поезд» и артикуляционное упражнение «Дудочка», «Прогулка язычка», «Гимнастику с зеркалами», «Посмотри и повтори» наглядно показаны мимикой рта звуки.
Игры с пальчиками ("Сорока-сорока", и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех детей : ". маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Развиваем звуковую культуру речи и обогащаем словарь детей:
1. В дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Лото», «Назови животных и скажи, кто как кричит», Чудесный мешочек», «Больше-меньше», дети проговаривают название игрушек их признаки и качества.
2. В подвижные играх
3. В играх-инсценировках
4. В играх на дыхание
В своей работе по развитию звуковой культуре речи у детей младшего возраста, также использую элементы логоритмики.
Вопросу взаимодействия с семьей уделяю очень большое внимание. Только взаимопонимание и работа в тесном контакте помогли добиться положительных результатов. В течение года использовала различные формы работы с родителями : консультации, беседы, семинарские занятия, открытые мероприятия, индивидуальные встречи