Приложение МААМ

Опыт работы по теме «Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»

Наталия Горина
Опыт работы по теме «Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»

Опыт работы по теме "Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)"

Мелкая моторика играет ключевую роль в общем развитии ребенка, включая когнитивные, социальные и эмоциональные аспекты. Учитывая возрастание количества детей с ЗПР в образовательных учреждениях, эффективные методы и приемы для работы с этой категорией дошкольников становятся особенно значимыми.

Публикация «Опыт работы по теме „Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах

Целью данной работы - обобщить опыт, выявить эффективность применения в педагогическом процессе разнообразных способов и видов деятельности, направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Ранее изученный мной теоретический опыт показал, что существует определенная взаимосвязь между развитием дифференцированных движений руки и развитием мозга у детей с особыми потребностями. Работа в направлении развития мелкой моторики основывалась на исследования известных ученых в области физиологии, психофизиологии, специальной педагогики (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, А. В. Мельникова, М. Монтессори, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. А. Сухомлинский, Т. В., Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко). Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать физическое развитие и познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации.

Девизом данного направления моей работы стало высказывание физиолога И. П. Павлова: «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Соблюдение следующих условий помогло мне выстроить образовательный процесс, реализовать решение намеченных целей, обеспечить каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставить возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи:

использование в образовательной деятельности с детьми современных методов и приемов, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности (развитие зрительного восприятия, кинестетических ощущений посредством формирования моторной координации)

предоставление ребенку возможности выбора содержания, видов деятельности, способа выполнения, последовательности, материалов, партнеров

поощрение, поддержка инициативы, самостоятельности, любознательности, творческой активности

Отмечу, что создание психолого-педагогических условий для развития активности и мелкой моторики детей с ОВЗ считается важным для подготовки к дальнейшему школьному обучению. Познавательный интерес нацелен как на процесс познания, так и на его результат. Это связано со стремлением к цели, с ее реализацией, с волевым напряжением и усилием, преодолением трудностей. В связи с чем, актуальным становится развитие у детей активности и создание условий для развития мелкой моторики рук наших воспитанников. В нашем ДОУ все дети, имеют статус ребенка с ОВЗ, а значит их образовательные возможности специфичны в силу имеющихся у них разнообразных нарушений, таких как, задержка психического развития, низкая познавательная активность, проблемы двигательной сферы. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие моторной сферы. Кроме того, эти негативные проявления отягощены неврологическими, хроническими и соматическими заболеваниями.

С целью выявить динамику сформированности мелкой моторики рук детей с НОДА использовалась методика Кабановой Т. В., Домниной О. В. «Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» - М. 2008г. Критерии позволили определить уровень общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, выявить специфические нарушения и разработать индивидуальные маршруты коррекции для детей с ЗПР. Показатели диагностики: исследование кинестетической основы движений; исследование кинетической основы движений.

Эта методика не только диагностировала, но и помогла спланировать дальнейшую работу с детьми, что способствовало более эффективному развитию их речевых и моторных навыков. Опираясь на вышеизложенные принципы отмечу, что развитие мелкой моторики у детей с ЗПР требует индивидуального подхода и использования разнообразных методов и средств. Известный педагог М. Монтессори рекомендует обогащать предметно-пространственную среду с целью обогащения чувственного опыта детей и повышению интереса к взаимодействию с предметами [25]. В контексте развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) использование этой методики становится особенно важным. Насыщение среды Монтессори-материалами стимулирует сенсорное восприятие, в результате дети могут взаимодействовать с предметами, которые имеют различные текстуры, формы и веса, что способствует развитию осязательных навыков и точности движений. Возможность самостоятельно выбрать материалы и занятия по своему усмотрению способствует развитию самостоятельности и уверенности в своих действиях, что особенно важно для детей с ЗПР, так как они могут испытывать трудности в принятии решений. Использование среды по методике Монтессори для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР является эффективным подходом, который способствует не только развитию моторных навыков, но и общей социализации и эмоциональному развитию детей.

Среди широкого спектра средств направленных на развитие мелкой моторики и рекомендуемых методистами и специалистами, я своей работе использовала следующие:

-Разнообразный материал (для рисования, лепки, аппликации в традиционной и нетрадиционных техниках: краски, фломастеры, мелки, карандаши, глина, пластилин и т. д.)

-Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание рисунка, контура буквы).

-Работа с бумагой (оригами, складывание, обрывание, вырезание).

-Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

-Игры с мелкими предметами, использование природного материала, пуговиц, мелких игрушек для сортировки, нанизывания и перекладывания. Контейнеры «Поисковичок». Игры с прищепками.

-Игры с природным материалом: песком, крупами, где дети могут зачерпывать, пересыпать и формировать различные фигуры; игры с водой

-Конструкторы и строительные наборы: конструкторы с разными деталями по величине, которые легко соединяются и разбираются, помогают развивать координацию и пространственное мышление.

- Мозаики

- Массажные мячики, (су –джок) для массажа кистей рук и пальцев.

-Пальчиковая гимнастика.

-Шнуровки. Рамки Монтессори.

-Игры со счётными палочками.

-Дидактические игры.

-Пальчиковый театр и театр – бибабо

-Мелкий спортивный инвентарь и мелкие предметы (игрушки) : скакалки, гимнастические палки, малые и большие мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.

-Игрушки для развития мелкой моторики : различные пирамидки, матрёшки. Они помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивают тактильную чувствительность. -Рамки и вкладыши. Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Фигурки на магнитах. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. Доски Сегена. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия ребенка.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие. Таким образом деятельность в которой ребенок активно взаимодействует с окружающими предметами продуктивна и эффективно решает задачу – развитие детской руки. Поскольку только в ней происходит развитие мелкой моторики, она является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Выделим виды деятельности, используемые при развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Изобразительная деятельность; Конструирование из различных материалов; Самообслуживание и элементы бытового труда; Предметная деятельность; Познавательно-исследовательская деятельность. Следует отметить, у наших воспитанников развитие мелкой моторики – это более длительный и сложный процесс, в котором требуется педагогическое руководство и помощь.

Представленный опыт был организован в виде игры путешествия по буквам алфавита «От А до Я Дзержинск -Родина моя», по 3 направлениям организации образовательной деятельности

1.«Мир вокруг нас» (направленный на обогащение представлений детей о предметах окружающего мира)

2. «Достопримечательности и архитектура города» (знакомство детей с объектами города и его достопримечательностями)

3. «Жизнь города» (формирование представлений о культурно-исторических событиях города.)

Решая задачу по формированию мелкой моторики у детей с ЗПР в своей работе, я определила несколько направлений:

1. Развитие движений рук и ручной умелости.

Целью данного направления является знакомство детей с различным материалом для выполнения творческих работ, активизация моторики рук, концентрация внимания на одном виде деятельности, развитие умения управлять движениями рук, развитие тактильного контроля. Основные виды работы- игры и игровые упражнения с мелкими предметами

- манипуляция с мелкими деталями, бросовым, природным материалом: выкладывание из счетных палочек, выкладывание рисунков фасолью, косточками фруктов, крупой, пуговицами на бумаге, сортировка семян гороха, белой и цветной фасоли, нанизывание цветных бусинок на нитку;

- вращательные движения мелких предметов пальцами (ручкой, карандашом);

- игры с прищепками;

- работа с нитками, проволокой, шнурками: наматывание ниток на клубок, шнуровки;

- работа с бумагой, оригами;

Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

-знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т. д.)

-учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный,

-определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) - только в сравнении с другими предметами.

II. Развитие графомоторных движений.

Деятельность в данном разделе направлена на развитие зрительного восприятия, внимания, графомоторных навыков. Игры и игровые упражнения

- штриховка в разных направлениях;

- раскрашивание рисунков с использованием различного художественного материала: карандашами, восковыми мелками, фломастерами, простым карандашом;

- графические диктанты;

- обведение фигур, букв по трафаретам и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями);

- обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша: рисование с помощью прозрачной бумаги;

- рисование узоров по образцу, дорисовывание;

- симметричное рисование.

III. Пальчиковый игротренинг.

В данном разделе все игры и упражнения направлены на развитие активной речи, подготовку руки к письму, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Это пальчиковые игры в сопровождении речевого материала, направленные на сжатие, растяжение, расслабление кисти, использование изолированных движений каждого из пальцев. В процессе разнообразных пальчиковых игр осуществляется совершенствование кинестетического праксиса.

IV. Пальчиковая физкультура.

Цель - повышение тонуса и эластичности, сократительной способности мышц кистей рук (массаж, самомассаж) Для выполнения упражнений использовалась: массажный резиновый мяч, су- джок, крупный природный, бросовый материал (грецкий орех, каштан). Данные задания проводились и фронтально, и индивидуально.

V.Творческая мастерская (использование всех видов продуктивной деятельности). На всех направлениях мы организовывали разные виды деятельности, создавали условия для развития мелкой моторики рук наших воспитанников. Все моменты были между собой единым игровым замыслом. Дети путешествия по родному городу вместе с персонажем Почемучкой, познавали мир вокруг, активно его исследуя, и отражая свои впечатления в продуктивной деятельности.

Цель-точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки: рисование, штриховка (параллельными, волнистыми, круговыми линиями, раскрашивание, работа с трафаретами, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом усложненных, игры с мелкими предметами (мозаика, конструирование, моделирование, т. д.

- Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Используя пособие «Чемодан Почемучки»(см. приложение 1) в образовательном процессе, дети знакомились с миром вещей, активно обследовали, изучали свойства окружающих предметов, занимались опытнической деятельностью с разными мелкими предметами, материалами разными по весу, размеру, текстуре, плотности («Камни разные нужны, камни разные важны», «Игры песком», «Рисунки песком»; собирали коллекции «Зеленое богатство города Дзержинск» (природные материалы, «А у нас под ногами…» (виды почв, «Товары города Дзержинск»; Игры на развитие тактильного восприятия( «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», т. д.)

-Игровая деятельность. Игра «Раскопки» (игры и упражнения с использованием различных предметов маленького размера и материала). Дидактическая игра «Сенсорное домино» руками взрослых и детей для развития тактильных ощущений.

В игре –путешествии дети знакомились с достопримечательностями города (театр, кукольный театр, активно играли в пальчиковый театр, театр –бибабо, теневой театр. «Чемодан Почемучки» помогал побывать в гостях у сказки и помогал организовывать театрализованную деятельность «В гостях у сказки», пальчиковую гимнастику, фольклорные пальчиковые игры. Виртуально посещая спортивные учреждения, дети пробовали свои силы в разных спортивных играх «Пальчиковый футбол», «Школа мяча», играли и выполняли упражнения с мелким спортивным инвентарем. В дидактических, настольных играх знакомились с архитектурой, достопримечательностями города («Наша гордость-мозаика», «Мозаика- брусчатка», «Собери пазлы»).

-Продуктивная деятельность. Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия, и большие возможности для развития моторной сферы. В продуктивной деятельности ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели, а потом воплотить в реальности, используя свои возможности. В результате у ребенка формируется восприятие цвета, техника детального рассматривания и операционально-технические умения.

Творческая мастерская: «Буквы алфавита» в проекте -создание книги руками детей.

Изобразительная деятельность детей предполагала решение изобразительных задач, которые имеют целью создание материала для игровой деятельности детей, в том числе проектной. Для развития изобразительных умений и навыков важную роль играла коллективная деятельность детей. В ходе коллективной деятельности взрослые стимулировали детей с ЗПР к созданию «портретной» галереи группы, организации выставок, изготовлению альбомов о жизни детей и страниц к будущей книге, выполнению коллективных картин по тематике проекта.

Использование разного материала для лепки способствовало расширению кругозора, развитию творчества, самостоятельности, развитию мелкой моторики. Лепка из глины «Растяпинская игрушка», «Я скульптор» «Растяпинская забава». Лепка на ламинированных листах «Елочки в городе», «Речка, озеро»; Лепка из соленого теста «Каравай для именниника»

Творческая мастерская: лепка из легкого пластилина «Магнитик. «Подарок для гостя города», «Ёлочная игрушка. Украсим елочку своими руками»

Аппликация (обрывная) «Буквы алфавита»

Рисование «Моё путешествие», «Как будет выглядеть город будущего?», «Дома бывают разные», Раскрась герб Нижнего Новгорода, Дзержинска, Письмо «Поздравим Деда Мороза с Днем рождения» «На спортивной площадке», «Моя улица», «На спортивной площадке», «Моя улица», «Земля – наш дом», «Праздничный каравай», «День рождения города», «Праздничный каравай», «День рождения города», Выставка рисунков «Мой город», «Вечный огонь», изготовление открыток, «шифр шпиона» (напиши цифры индекса, «Афиша спектакля», «Ракеты будущего», «Транспорт на дороге», «Книжки-малышки» (книги своими руками,графические упражнения «Раскрась букву» : штриховка, дорисовка, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;

Конструирование занимало также большое место в образовательном процессе: «Арки нашего города», «Дома», из счетных палочек «Транспорт», (оригами) «Лодочка», Конструирование макета дороги, улицы города. Конструктивные природные (песок, плоды, камешки, ракушки и др.) и рукотворные (строительные деревянные конструкторы, конструктор Lego, крупная мозаика, разрезные картинки, пазлы, мягкие модули и др.) материалы активно использовались для развития движений кистей рук и совершенствования зрительного, слухового и тактильного межанализаторного взаимодействия, т. к. благодаря им формируется кинетическая основа движений пальцев рук, система «взгляд — рука», серийность и произвольность движений, словесная регуляция действий (в виде устного отчета и объяснительно-сопровождающей речи с использованием вербальных и невербальных средств общения, совершенствуются контрольные функции. Одной из ключевых задач коррекционно-развивающей работы в рамках данного проекта является стимулирование детей к самостоятельности и творческому подходу в продуктивной деятельности, а также активное использование разнообразных материалов. Важное внимание уделялось уровню развития операционально-технических навыков у детей с задержкой психического развития, так как эти навыки являются основой для формирования графомоторных умений, что, в свою очередь, играет значительную роль в профилактике оптических нарушений в период школьного обучения и в совершенствовании мелкой моторики. Работа была направлена на целенаправленное развитие потребностно-мотивационного, целевого, содержательного, операционального и результативного компонентов изобразительной деятельности детей. Дети обучались анализировать образцы, реализовывать свои изобразительные замыслы, выбирать материалы и инструменты для их воплощения, а также принимать решения по композиции и цвету. В этот период акцент был сделан на социальную направленность рисования, лепки и аппликации, а также на речевую работу с детьми, которая включала словесные отчеты и предварительное планирование. Тематика заданий отражала эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Взрослый осуществлял руководство изобразительной деятельностью детей с ЗПР, выполняя косвенную, стимулирующую и поддерживающую роль в их деятельности.

Коммуникативная деятельность представляла собой активность ребенка, направленную на взаимодействие с другими людьми (педагогами, сверстниками) как потенциальными партнерами по общению, в процессе игры, взаимодействию во всех формах организации образовательной деятельности, что подразумевало согласование усилий для установления отношений и достижения общего результата.

Двигательная активность включала здоровьесберегающие технологии, такие как упражнения «Пальчиковая гимнастика», самомассаж и пальчиковые игры, в которых пальцы изображали предметы, птиц и животных в соответствии с темой. Также проводились фольклорные пальчиковые игры и подвижные игры, такие как «Запрещенное движение», «Зеркало», «Школа мяча», «Будь внимательным!», а также эстафеты «Кто быстрее», «Разноцветные клубочки», «Прищепка», общеразвивающие упражнения с различным спортивным инвентарем: скакалками, мячами, обручами и лентами. Работа проводилась в разные режимные моменты, постоянно и комплексно с участием воспитателей, специалистов по физической культуре, ЛФК и родителей. Учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагались дифференцированные задания, адаптированные к уровню развития и интересам детей. Это способствовало достижению лучших результатов в развитии мелкой моторики. Вовлечение родителей в процесс развития мелкой моторики стало ключевым фактором, а обучение родителей методам работы с детьми дома помогло закрепить полученные навыки и улучшить общую моторную активность детей.

1. Таким образом проведенные мероприятия по развитию мелкой моторики в представленном опыте показали эффективность выбранных способов и методов. Они проявились в положительной динамике развития мелкой моторики данной категории детей с ЗПР. Использование разных видов деятельности, игровых методов, способствовало повышению интереса детей к занятиям и улучшению их мотивации, а также развитию моторной сферы детей с ЗПР.

2. Наилучшие результаты, по моему мнению, были достигнуты при использовании комплексного подхода, который включает в себя как использование разных видов деятельности, так и специально организованных занятий с обязательным включением пальчиковых игр, и пальчиковой гимнастики. Это позволило не только развивать мелкую моторику, но развить познавательную активность детей.

3. Регулярные занятия по развитию мелкой моторики способствуют не только улучшению моторных навыков детей с ЗПР, но и положительно влияют на их интеллектуальные способности и общую социальную адаптацию детей с ЗПР, что подтверждается наблюдениями и отзывами педагогов, специалистов и родителей.

Эти выводы подчеркивают важность систематической работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР и могут служить основой для дальнейших исследований и практических рекомендаций.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой»Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой» ГБОУ «Школа на Юго - Востоке Москвы имени Маршала В. И. Чуйкова». Т. В. Козлова. Воспитатель. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»
Опубликовано: 23 марта 2025 в 20:55
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Горина (УИ 248747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 апреля 2025 среда
День рождения компьютерной мыши
10 апреля 2025 четверг
Каждое 10 число месяца - день безопасности.
Банановый день!
Семейный праздник!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД