Ольга Карпенко
Опыт работы по сенсорному развитию детей в игровой и изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей в игровой и изобразительной деятельности»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Публикация «Опыт работы по сенсорному развитию детей в игровой и изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Приоритетное значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед педагогами задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие детей, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное воспитание, по мнению А,А, Венгера, - это «система педагогических воздействий, направленность на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий». По мнению В. С. Мухиной, сенсорное воспитание дошкольника включает «две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир»
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Мою группу посещают дети от 2 до 4 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна помочь детям накопить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Целью своей работы я считаю :
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
3. Совершенствовать слуховое восприятие.
Данные диагностики детей младшей группы показали недостаточность развития у ребят сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительной координации и слухового восприятия, поэтому для успешного выполнения поставленных задач я составила
План работы :
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
2. Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести промежуточную диагностику уровня сенсорного развития детей младшей группы;
4. Составить перспективное планирование;
5. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
6. Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;
7. Разработать методические рекомендации для родителей;
8. Провести консультацию для педагогов по сенсорному развитию дошкольников и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию;
9. Оценить результаты проделанной работы.
Для повышения уровня педагогической компетентности я регулярно прохожу курсы повышения квалификации, посещаю метод. объединения, проходящие в нашем городе., изучаю опыт работы других педагогов с сети Интернет.
Средствами сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста, как известно, являются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.)
Одним из основных средств развития сенсорного восприятия у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей, а также использование их на занятиях по изодеятельности (лепке, рисованию, аппликации)
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, оформила сенсорный уголок, где поместила разнообразные игры и игрушки (пирамидки, пазлы, шнуровки, логические кубы, сенсорные лабиринты, мозаику, и т. д.). Я изготовила пособия, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (пристёгивание на пуговицы и липучки) – коврик «Цветочная полянка», календарь наблюдений за погодой, панно «Воздушные шары», тренажёры для завинчивания и шнуровки, плетения косичек ; придумала и изготовила дидактические игры «Почини машину», «Помоги проснуться солнышку»
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о сенсорных эталонах работу провожу поэтапно.
. Проводила с детьми следующие дидактические игры для ознакомления с цветом предметов:
«Покажи такой же»; «Покажи такую же мозаику»; «Разложи по тарелочкам» ( при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила) ; «Собери по цвету»
На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
Затем учила детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики) .
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как
«Подбери по цвету шарик к ниточке»; «Почини машину»; «Разложи по цвету» и др.
Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Чтобы заинтересовать детей, использую разный дидактический материал. Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами.
Подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. В этой работе мне помогает методика Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой - «Игралочка».
На следующем этапе – подбор игрушек к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов); игры «Найди свой домик», «Где спрятался синий (красный) мячик», помогающие ориентироваться не только в цвете предметов, но и в пространстве. Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок) ; «Курочка и цыплята».
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
Для формирования представлений о форме предметов в группе много дидактических игр: «Логическое домино», «Геометрическое лото», «Магнитная мозаика», игрушки для нанизывания фигур разной формы. Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх развития мелкой моторики, которые предварительно подготавливаю, учу детей плести косички : для этого сшила игрушку «Солнышко», лучики которого можно заплести в косички, развиваю навык шнуровки с использованием пособия «Цвет» и др. для сравнения предметов по величине использую игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)». Они способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития слухового восприятия провожу игры: «Что выбрал Петрушка», «Петрушка, не ошибись».
Для обобщения игрового опыта детей мною был разработан краткосрочный проект «Игралочка». Его целью было развитие познавательных творческих способностей в процессе игровой деятельности.
В ходе реализации проекта проводились пальчиковые игры «Замок», «Этот пальчик – дедушка», «Как живёшь?» и др дети рисовали пальчиками и ладошками на тему «Деревья с листочками».; дидактические игры «Геометрическое лото», «Найди свой домик» и др. ; подвижные и хороводные игры «Мартышки», «Кружок». Ещё мы беседовали об игрушках, придумывали рассказы о любимой игрушке, сочиняли загадки об игрушках. На основе этих бесед совместно с детьми были оформлены книжки – малышки.
Данный проект помог обобщить игровой опыт, сплотить детей, расширить их знания и умения. На занятиях по изодеятельности я применяю нетрадиционные техники рисования: рисование губкой, пластилином, аппликация из кусочков мятой цветной бумаги, что позволяет детям не только лучше запоминать цвет, но развивает у них мелкую моторику рук, а также фантазию.
Итоговая диагностика показала, что по многим показателям результаты значительно улучшились. В этом ещё и большая заслуга родителей, с которыми проводились консультации на тему: «Сенсорные игры малышей», «Как играть с детьми». На собрании - посиделках «Бусы осени» родители не только получили ответы на вопросы по сенсорному воспитанию, но и вместе с детьми изготовили бусы из ягод боярышника, рябины.
Благодаря активному взаимодействию родителей с воспитателем результаты диагностики показали значительное улучшение сенсорного развития детей моей группы.