Мария Боровкова
Опыт работы по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Колосок»
по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников
в МБДОУ детский сад №27 «Колосок»
Подготовила:
старший воспитатель
Боровкова Мария Васильевна
Сатис, 2019
Слайд 1
Публикация «Опыт работы по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в МБДОУ» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Слайд 2
Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организацию питания воспитанников;
• пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
• обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;
• профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Слайд 3
В нашем дошкольном учреждении создана система работы по охране жизни и здоровья детей, которая включает в себя:
- создание и поддержание безопасных условий пребывания ребенка в ДОУ;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечение здорового сбалансированного питания в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.
- реализацию системы оздоровительных мероприятий (внедрение здоровьесберегающих, физкультурно-оздоровительных технологий, проведение оздоровительно - профилактических мероприятий)
- формирование основ безопасности жизнедеятельности детей;
- организацию взаимодействия с семьями воспитанников.
Слайд 4
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) определяется основной образовательной программой дошкольного учреждения.
Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив нашего дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательной деятельности выдвигает на первый план задачи:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Одной из главных задач является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Слайд 5
В соответствии с ФГОС ДО в нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, которая позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, стимулировать двигательную активность, приобщать к культуре здоровья.
Слайд 6
В ДОУ есть спортивный и музыкальный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием. Правильный отбор и его рациональное использование способствует воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре, развитию двигательной сферы детей.
Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы центры двигательной активности. Для совершенствования физических качеств используется традиционное и нетрадиционное оборудование: различные дорожки, косички, змейки, дуги, пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Слайд 7
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется различные формы физкультурно – оздоровительной деятельности : утренняя гимнастика в зале и на открытом воздухе, занятия по физической культуре в зале и на воздухе,
Слайд 8
разнообразные подвижные игры в течение всего дня, физкульминутки, динамические паузы, гимнастики пробуждения, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку.
Слайд 9
Положительный эффект укреплению физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная, зрительная и пальчиковые гимнастики, игровой самомассаж, Слайд 10
музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки.
Слайд 11
Благоприятное воздействие на воспитанников оказывает ритмическая гимнастика. Она не только укрепляет здоровье, но и совершенствует умение управлять собой.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Преодолеть страхи и застенчивость, снять эмоциональное напряжение воспитанников помогает изотерапия.
Эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия «Минута шалости» (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.).
Также использование Минуток тишины
-посидим молча с закрытыми глазами;
-посидим и полюбуемся на горящую свечу;
-ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
-помечтаем под эту прекрасную музыку.
Слайд 12
Велика роль Улыбкотерапии, ведь Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют педагоги нашего ДОУ. Они вместе с детьми не только читают и обсуждают сказки, но и сочиняют их.
Использование «Сенсорной тропы» играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.
Слайд 13
Невозможно представить себе жизнь ребенка, в нашем саду, без веселых досугов, развлечений, праздников и соревнований. В своей работе мы используем методы по формированию, как у детей, так и у родителей активного образа жизни, вовлекая их в спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья», «Зимние забавы», «Праздник Чистоты и Здоровья». Праздники, проводимые совместно с родителями, вызывают чувство единения, общей радости и азарта.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, творческие выставки совместного творчества, анкетирование.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, позволяют выработать разумное отношение наших детей к своему здоровью, формируют у них стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Слайд 14
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. И если взрослый человек может самостоятельно ориентироваться в ситуации, то ребёнок чаще всего оказывается к ней не готов. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском, не подавив при этом у него естественной любознательности, открытости и доверия, не напугать и подготовить к полноценной жизни – обязанность взрослых.
Педагогам - дошкольникам необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Слайд 15
Что же такое безопасность в понимание детей? (видео)
В нашем детском саду работа по формированию основ безопасности ведется планомерно, систематически.
Слайд 16
Содержание работы по формированию основ безопасности определяется основной образовательной программой дошкольной организации, которая предполагает ознакомление дошкольников с основами безопасности, начиная с раннего возраста.
В процессе обучения дошкольников правилам безопасного поведения реализуется ряд задач:
- Безопасное поведение в природе.
- Безопасность на дорогах.
- Безопасность собственной жизнедеятельности
Слайд 17
В практической деятельности педагоги с детьми старшего дошкольного возраста опираются на парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Натальи Николаевны, Стеркиной Рины Борисовны, Князевой Ольги Львовны.
Слайд 18
Так же нами используется авторская программа Ирины Александровны Лыковой «Мир Без Опасности». Это программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.
Слайд 19
В своей работе мы опираемся именно на нее, так как в ней представлена система образовательной работы для каждой возрастной группы по всем видам детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная. Данная программа полностью обеспечена методическими и дидактическими пособиями.
Слайд 20
В нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия для организации работы по формированию основ безопасности дошкольников. В методическом кабинете имеется методическое и дидактическое обеспечение, наглядно – иллюстративный материал, медиотека обучающих фильмов, детская познавательная литература, сценарии праздников и развлечений. Для педагогов разработаны методические рекомендации по организации воспитательно – образовательного процесса по данной теме.
- в каждой возрастной группе оформлены центры Безопасности,
которые представлены: дидактическими и настольно-печатными играми, развивающими макетами, альбомами, литературой, иллюстративным материалом на соответствующую тематику, имеются различные виды транспорта специального назначения (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции, атрибуты к сюжетно-ролевой играм: «Автобус», «Спасатели», «Мы пожарные» «Инспектор ДПС», «Пешеходы», «Мы пассажиры», «Шофёры», «Служба спасения», «Скорая помощь», «Регулировщик».
Разработаны серии картотек, представленные конспектами занятий, минуток безопасностей, ситуативных бесед и обсуждений, игровых тренингов.
Слайд 21
Для отработки навыков на практике в детском саду имеются познавательно - игровой центр «Азбука дорожной безопасности», развивающий центр по пожарной безопасности «Академия юных пожарных», экологическая комната - навыки безопасного поведения в природе, мини-музей «Русская изба» - навыки безопасного поведения в быту.
Наше дошкольное учреждение оснащено техническими средствами обучения, что дает возможность использовать познавательные фильмы: «Уроки тетушки Совы», Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия Светофорчика», сказки: «Петя в стране светофора».
Слайд 22
Образовательную деятельность осуществляется:
- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- в ходе режимных моментов;
- через самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Слайд 23
В своей педагогической деятельности мы используем как традиционные методы, так инновационные технологии по формированию основ безопасности.
Это:
• игровая технология;
• технология проблемного обучения;
• технология проектной деятельности;
• технология теории решения изобретательских задач;
• информационно - коммуникативные технологии;
Слайд 24
Игровая технология.
Ведущее место занимает игровые технологии. Педагогами используются настольно – печатные, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,
Слайд 25 игры – драматизации, которые позволяют организовать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к познанию основ безопасности жизнедеятельности.
Игровая технология «Лэпбук» - способствует закреплению знаний дошкольниками основ безопасности, проигрыванию различных ситуаций, усвоению элементарных знаний и правил поведения в опасных ситуациях.
Слайд 26
Технология проблемного обучения помогает понять детям, насколько опасна та или иная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять.
Одной из эффективных форм в работе с детьми является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти решение, выработать правильный алгоритм поведения. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим: видео
-Какие правила обязан соблюдать пешеход?
-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
-Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
-Как защитить себя от назойливого незнакомца?
-Что делать, когда порезал палец?
Слайд 27
Информационно – коммуникативные технологии позволяют организовать детскую деятельность наиболее динамично, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. Нами используются: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики.
Слайд 28
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
В работе с детьми мы используем такие тризовские приемы как: метод сравнения, метод моделирования ситуаций, метод «мозгового штурма»
Данная технология позволяет ставить ребенка в позицию думающего человека. Дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?
2. Как помогает человеку транспорт?
3. Что будет, если я остался в торговом центре один?
4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила обращения с огнем?
Слайд 29
Технология проектной деятельности предполагает активную деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей. Данный метод позволяет использовать разнообразные методы и приё мы: беседы, рассказы воспитателя, художественное слово, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, презентации, экспериментирование и многое другое.
Слайд 29
Традиционно в нашем детском саду проводится декада Безопасности, неотъемлемой частью которой является большое количество различных игр: сюжетно-ролевые, конструктивные, интеллектуальные, спортивные, театрализованные, праздники, развлечения,
Слайд 30 викторины, экскурсии, творческие выставки,
Слайд 31
участие в акциях «Осторожно, дети!», «Автокресло», встречи с инспектором по пожарному надзору, представителями ГИБДД Дивеевского района.
Слайд 30
Согласно графику, в нашем дошкольном учреждении проводится учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях.
Проводимая нами работа и полученные результаты убеждают в правильности и действенности разработанной системы мероприятий и используемых нами технологий, которые способствуют формированию у детей основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, навыков безопасного поведения и общения в играх, упражнениях и реальных жизненных ситуациях.