Юлия Киретова
Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти.
▼ Скачать + Заказать документы
Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Публикация «Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Наша сенсорная комната используется для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.
Особенно важным моментом работы в этом направление то, что сенсорная система детей только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов дошкольников и гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать её многофункционально. Специалисты учреждения – логопеды, дефектологи также используют комнату в целях коррекции и развития воспитанников.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по решению ПМПк, наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.
Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приё мы и средства: сказкотерапия, музыкотерапия со звуками природы и животных, песочная терапия, работа с ширмой, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления, лего-конструирование, интерактивная доска.
Перечень отдельного игрового оборудования на развитие внимания и памяти, которые использует психолог в своей работе :
«Зеркальный уголок», «Мягче – жёстче», «Набор тактильных шаров», «Пощупай рукой и определи ногой», «Уравновесим весы», «Сложи узор», «Что это?», «Определи на ощупь», «Тактилото», «Тактильные доски».
Занятия в комнате с дошкольниками начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГО - конструированием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.
После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.
Занятия имеют следующую структуру:
-ритуал начала занятия (рефлексия);
-игровое задание на развитие психических процессов;
-релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и
психоэмоциональное напряжение;
-ритуал окончания занятия (рефлексия).
Длительность занятия – 20-25 минут.
Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуальной и подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие между специалистами, и способствует эффективному осуществлению коррекционно – развивающего процесса.
Для работы всех специалистов и педагогов в сенсорной комнате разработаны следующие рекомендации:
1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
2. Соблюдать ограничение числа детей.
3. Способствовать отсутствию внешних шумов во время проведения занятий.
4. Соблюдать системность и структурность занятий.
Конспект психологического занятия в сенсорной комнате с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на коррекцию внимания и памяти.
Цели:
- развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, распределения и концентрации внимания;
- развитие тактильных и цветовых ощущений;
- формирование позитивной мотивации общения;
- повышение уверенности в себе;
- развитие саморегуляции.
Материалы:
мяч;
подушки или коврики для сиденья;
цветные грецкие орешки;
листы чистой бумаги и карандаши;
карточки с узорами и фигурами;
сенсорное оборудование «Тактильная доска»;
карточки с отличиями;
вязанные коврики со всеми цветами и оттенками;
Средства:
Интерактивная доска.
Бассейн с шарами.
Аквалампа цветная.
Музыкальный центр.
Ход занятия
I этап – организационный
Рефлексия, ритуал приветствия.
1. Невербальная рефлексия
Психолог :
- Ребята, перед тем как мы поприветствуем друг друга в круге, выберите, пожалуйста, ту картинку, которая соответствует настроению, с которым вы пришли в игровую комнату.
Дети выбирают картинку и садятся в круг на напольное покрытие.
2. Выполнение игры-приветствия «Мяч кати и здравствуй мне скажи и что нового интересного с тобой произошло нам расскажи»
Психолог и дети садятся в круг. Психолог катит каждому ребёнку мяч и здоровается, дети по очереди вспоминают и рассказывают те события и случаи, которые с ними произошли со времени последней встречи.
II этап – мотивационный
- Ребята, давайте подумаем, с какие помощниками нам помогают слышать и видеть? (Мои ушки, мои глазки).
- Пусть помощники – глазки помогут рассмотреть, чего не хватает на этих картинках?
Детям предлагается на интерактивной доске картинки с игрой «Чего не хватает?»
Выполнение пальчиковой гимнастики «Разноцветные орешки».
- Большое спасибо нашим глазкам! Давайте закроем глазки и погладим их осторожно от переносицы к вискам. (Дети выполняют поглаживания 3-5 раз)
Психолог и дети садятся, образуя круг, на подушечки (или коврики).
- А сейчас мы поработаем с другими нашими помощниками.
Психолог с детьми выполняет упражнения пальчиковой гимнастики с помощью цветного грецкого орешка.
Упражнения с грецким орехом.
1.«Весёлый орех» Ребё нок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает один вокруг другого.
3. «Базар»
(Дети соединяют одноимённо пальцы между собой орешками, начиная с мизинцев)
На базар ходили мы (мизинцы)
Много груш там и хурмы (безымянные)
Есть лимоны, апельсины (средние)
Дыни, сливы, мандарины (указательные)
Но купили мы арбуз (большие)
Этот самый вкусный груз (сжимают орешки в кулак, а большой палец отводят вверх)
III этап – практический
1. Упражнение «Запомни и нарисуй» Психолог показывает детям карточки с узорами и фигурами, а дети стараясь запомнить узор на память рисуют его на листочке. Детям предлагается на память рисовать до трёх карточек.
- А теперь пусть наши помощники-ручки помогут разгадать узор на волшебных дощечках.
2. Упражнение «Тактильные дощечки» Детям раздаются каждому персонально доски с шероховатыми узорами, завязываются глаза и дети ощупывая угадывают узор. Досками в течении игры меняются.
3. Игра «Отличия»
Детям раздаются картинки с отличиями. Дети по очереди перечисляют отличия на своих карточках.
4. Игра «Найди свой коврик» (авторская) На напольном покрытии раскладываются цветные коврики. Ребёнок выбирает цветной коврик, который больше всего ему понравился и встаёт на него. Звучит музыка, психолог просит детей попрыгать как лягушки, походить как цапля, походить задом на перёд и т. д. когда музыка останавливается ребёнок должен занять свой коврик. Затем он выбирает другой цвет. Игра повторяется. В итоге ребёнок должен запомнить и сказать все цвета по очереди, которые он выбирал.
5. Упражнение «Бассейн с шарами» дети погружаются в бассейн и в течении одной минуты ведут себя спонтанно, когда они немного успокаиваются. Все дружно переходим в помещение с аквалампой, где детям включается успокаивающий цвет под расслабляющую музыку.
IV этап – рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
Дети садятся на коврики и вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями. Психолог каждому катит мяч и прощается с детьми.
Используемая литература:
1. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2001.;
2. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
3. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
5. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007
6. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2006
7. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.