Приложение МААМ

Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти.

Юлия Киретова
Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти.
▼ Скачать + Заказать документы

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Публикация «Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти,» размещена в разделах

Наша сенсорная комната используется для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Особенно важным моментом работы в этом направление то, что сенсорная система детей только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов дошкольников и гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать её многофункционально. Специалисты учреждения – логопеды, дефектологи также используют комнату в целях коррекции и развития воспитанников.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по решению ПМПк, наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приё мы и средства: сказкотерапия, музыкотерапия со звуками природы и животных, песочная терапия, работа с ширмой, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления, лего-конструирование, интерактивная доска.

Перечень отдельного игрового оборудования на развитие внимания и памяти, которые использует психолог в своей работе :

«Зеркальный уголок», «Мягче – жёстче», «Набор тактильных шаров», «Пощупай рукой и определи ногой», «Уравновесим весы», «Сложи узор», «Что это?», «Определи на ощупь», «Тактилото», «Тактильные доски».

Занятия в комнате с дошкольниками начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГО - конструированием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занятия имеют следующую структуру:

-ритуал начала занятия (рефлексия);

-игровое задание на развитие психических процессов;

-релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и

психоэмоциональное напряжение;

-ритуал окончания занятия (рефлексия).

Длительность занятия – 20-25 минут.

Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуальной и подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие между специалистами, и способствует эффективному осуществлению коррекционно – развивающего процесса.

Для работы всех специалистов и педагогов в сенсорной комнате разработаны следующие рекомендации:

1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.

2. Соблюдать ограничение числа детей.

3. Способствовать отсутствию внешних шумов во время проведения занятий.

4. Соблюдать системность и структурность занятий.

Конспект психологического занятия в сенсорной комнате с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на коррекцию внимания и памяти.

Цели:

- развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, распределения и концентрации внимания;

- развитие тактильных и цветовых ощущений;

- формирование позитивной мотивации общения;

- повышение уверенности в себе;

- развитие саморегуляции.

Материалы:

мяч;

подушки или коврики для сиденья;

цветные грецкие орешки;

листы чистой бумаги и карандаши;

карточки с узорами и фигурами;

сенсорное оборудование «Тактильная доска»;

карточки с отличиями;

вязанные коврики со всеми цветами и оттенками;

Средства:

Интерактивная доска.

Бассейн с шарами.

Аквалампа цветная.

Музыкальный центр.

Ход занятия

I этап – организационный

Рефлексия, ритуал приветствия.

1. Невербальная рефлексия

Психолог :

- Ребята, перед тем как мы поприветствуем друг друга в круге, выберите, пожалуйста, ту картинку, которая соответствует настроению, с которым вы пришли в игровую комнату.

Дети выбирают картинку и садятся в круг на напольное покрытие.

2. Выполнение игры-приветствия «Мяч кати и здравствуй мне скажи и что нового интересного с тобой произошло нам расскажи»

Психолог и дети садятся в круг. Психолог катит каждому ребёнку мяч и здоровается, дети по очереди вспоминают и рассказывают те события и случаи, которые с ними произошли со времени последней встречи.

II этап – мотивационный

- Ребята, давайте подумаем, с какие помощниками нам помогают слышать и видеть? (Мои ушки, мои глазки).

- Пусть помощники – глазки помогут рассмотреть, чего не хватает на этих картинках?

Детям предлагается на интерактивной доске картинки с игрой «Чего не хватает?»

Выполнение пальчиковой гимнастики «Разноцветные орешки».

- Большое спасибо нашим глазкам! Давайте закроем глазки и погладим их осторожно от переносицы к вискам. (Дети выполняют поглаживания 3-5 раз)

Психолог и дети садятся, образуя круг, на подушечки (или коврики).

- А сейчас мы поработаем с другими нашими помощниками.

Психолог с детьми выполняет упражнения пальчиковой гимнастики с помощью цветного грецкого орешка.

Упражнения с грецким орехом.

1.«Весёлый орех» Ребё нок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2. Ребёнок держит в одной руке два грецких ореха и вращает один вокруг другого.

3. «Базар»

(Дети соединяют одноимённо пальцы между собой орешками, начиная с мизинцев)

На базар ходили мы (мизинцы)

Много груш там и хурмы (безымянные)

Есть лимоны, апельсины (средние)

Дыни, сливы, мандарины (указательные)

Но купили мы арбуз (большие)

Этот самый вкусный груз (сжимают орешки в кулак, а большой палец отводят вверх)

III этап – практический

1. Упражнение «Запомни и нарисуй» Психолог показывает детям карточки с узорами и фигурами, а дети стараясь запомнить узор на память рисуют его на листочке. Детям предлагается на память рисовать до трёх карточек.

- А теперь пусть наши помощники-ручки помогут разгадать узор на волшебных дощечках.

2. Упражнение «Тактильные дощечки» Детям раздаются каждому персонально доски с шероховатыми узорами, завязываются глаза и дети ощупывая угадывают узор. Досками в течении игры меняются.

3. Игра «Отличия»

Детям раздаются картинки с отличиями. Дети по очереди перечисляют отличия на своих карточках.

4. Игра «Найди свой коврик» (авторская) На напольном покрытии раскладываются цветные коврики. Ребёнок выбирает цветной коврик, который больше всего ему понравился и встаёт на него. Звучит музыка, психолог просит детей попрыгать как лягушки, походить как цапля, походить задом на перёд и т. д. когда музыка останавливается ребёнок должен занять свой коврик. Затем он выбирает другой цвет. Игра повторяется. В итоге ребёнок должен запомнить и сказать все цвета по очереди, которые он выбирал.

5. Упражнение «Бассейн с шарами» дети погружаются в бассейн и в течении одной минуты ведут себя спонтанно, когда они немного успокаиваются. Все дружно переходим в помещение с аквалампой, где детям включается успокаивающий цвет под расслабляющую музыку.

IV этап – рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Дети садятся на коврики и вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями. Психолог каждому катит мяч и прощается с детьми.

Используемая литература:

1. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2001.;

2. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

3. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.

4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

5. Сенсорная комнатаволшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007

6. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2006

7. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.

Публикации по теме:

Анкета «Готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС» .

Коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» (занятия в сенсорной комнате)Коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» (занятия в сенсорной комнате) Пояснительная записка Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти.
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 13:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти.» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Киретова (УИ 283357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД