Лучший педагог года

Опыт работы «Народные подвижные игры как средство приобщения к истокам народной культуры»

Надежда Тушкова
Опыт работы «Народные подвижные игры как средство приобщения к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель

высшей категории

Тушкова Н. М.

2025год

Красота в искусстве есть

выражение игры человеческой сущности.

(Ф. Шиллер).

Весёлые народные подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Всем известно, что с появлением новых технологий мы начинаем забывать обычаи, традиции, на которых наши предки воспитывали в себе и в своих детях русский характер. Наши дети очень мало знают о истории родного народа. Поэтому перед собой поставила такую задачу, как можно раньше, начать приобщать детей культуре и традициям своего народа. Самым доступном средством развития дошкольников считается игра, поэтому я решила начать знакомство детей с народной культуры при помощи народных подвижных игр. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколения. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание воли, самостоятельности, воспитывают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные истоки представление о чести, смелости и мужестве. Народные игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры очень разнообразны по своей классификация - это ловишки, хороводные, бытовые, сезонно – обрядовые, состязательные игры, игры, отражающие отношение человека к природе.

Свою работу я начала созданием картотеки по подвижным играм, заклички изготовление и приобретения реквизитов к играм.

Поставила цель работы: Использование народных подвижных игр в воспитании и развитии дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.

2. Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.

3. Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формировать умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.

5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи

6. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, привлечению к участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Организовала формы работы с детьми: наблюдение, рассматривание картин, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых, иллюстраций, рассказ, разучивание потешек, заклички. Заклички использую на занятиях во время прогулок «Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, дам орехов кучу!», «Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, на шелковую травицу, на аленький цветочек, на кругленький лужочек!»

Использую заклички во время игры, чтобы заинтересовать привлечь внимание детей, «1,2,3,4,5 - Выходи со мной играть!», «Поиграть пришла пора. Развеселая детвора, пусть смех звучит вокруг, становитесь дружно в круг!» и другие

Считалка вводит в игру, распределяет роли, само организовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Игры провожу в первой половине и во второй половине дня, перед занятиями на прогулке, на занятие по физической культуре, на музыкальных занятиях, вечернее время. Такие игры «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Карусель», «Ворота» и другие.

В группе создала развивающую среду: куклы в национальных костюмах, центр книг с произведениями русского народного фольклора (сказки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

Именно знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Такие праздники как «Осень в гости к нам пришла», «Новый год стучится к нам», «Рождество, Колядки», «Масленица», «Пасха», «Ивана купала» являются важным моментом в приобщении детей к народной культуре, так как главной составляющей этих праздников являются народные игры.

Особое внимание уделяется работе с родителями, родители активные участники педагогического процесса. Родители принимают участие в праздниках. В этом году на праздники новый год приняли участие родители «Дед Мороз» - Николаев Антон Сергеевич, «Снегурочка» - Кумпеева Анастасия Витальевна, «Лисичка» - Шестакова Эльмира Саидовна.

Родители принимают участие в изготовление атрибутов к народным играм, организации выставок и конкурсов. Родители организовались на постройки снежных построек для детей, для активного отдыха на свежем воздухе. В уголке для родителей постоянно помещаю материал по народному календарю «Что такое Новый год, традиции», «Рождество», «Колядки» и другие.

Результатом моей работы являются то, что дети стали дружелюбны, активные, умеют самостоятельно организовывать игру и пользоваться атрибутами. С большим удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях. В заключение хочется сказать, что благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей.

.

Литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995.

2. Л. И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 2012год

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Народные подвижные игры как средство приобщения к истокам народной культуры»
Опубликовано: 9 марта 2025 в 16:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Народные подвижные игры как средство приобщения к истокам народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Тушкова (УИ 1006979) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД