Елена Кириллова
Из опыта работы «Нам нужен чистый город»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нам нужен чистый город»
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. В условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.
Темочки:
Свою работу я начала с ознакомления детей с пословицами и поговорками о бережном отношении к природе. Мы слушали аудиозаписи «Звуки природы», «Пение птиц», «Журчание ручья», «Звуки леса», «Звуки мегаполиса». Беседовали на темы «Помогите природе», «О воде», «Как сохранить чистоту города».
Я провела экологические экскурсии по территории детского сада «Чистый участок» с целью понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада.
Вместе с детьми мы ежегодно сажаем бархатцы, георгины и космею. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию нашего прогулочного участка. В процессе ухода за цветником дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры.
В свободное время я читала детям экологические сказки и рассказы, такие как: «Как люди речку обидели», «Зайчик и медвежонок», «Ежик», «Сказка о человеке и Золотой рыбке», «Нет места мусору». Экологические рассказы и сказки помогают детям понять природу, взаимоотношения человека с ней, ненавязчиво воспитывают детей, знакомят в занимательной форме с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми понятиями экологии, с окружающим миром, добром и злом.
Собирая экологические пазлы, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Он учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется внимание, память, произвольное восприятие.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей дошкольников в области охраны окружающей среды. Для родителей были проведены консультации, направленные на формирование устойчивого интереса к эколого-патриотическому воспитанию детей: «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Правила взаимодействия в природе», «Человек и природа».
В группе проводили выставку рисунков детей «Как прекрасен наш город». С целью формирования у детей нравственной экологической позиции личности по отношению к родному городу.
Вместе с детьми мы делали поделки из бросового материала. Используя капсулы от киндер-сюрприза, дорабатывая основу пластилином, изготовили различных зверушек: цыплят, зайчиков, котят, пчелок и т. д.
Из спичечных коробков и бумаги делали очень интересные игрушки - машинки. С которыми потом можно поиграть. Готовые поделки могут служить атрибутом для игр детей, а также использоваться уголке по ПДД.
Родители воспитанников тоже приняли участие в изготовлении поделок из бросового материала, которые изготовили дома с детьми. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии, дает радость созидания и творчества.
В выставке-конкурсе осенних поделок из даров природы «Осенняя палитра» родители воспитанников нашей группы совместно с детьми приняли активное участие. В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, насекомые.
Вместе с детьми мы совершили виртуальную экскурсию по родному городу. При просмотре я обращала внимание детей на красивые чистые улицы, дома, достопримечательности города, обилие зеленых насаждений.
В конкурсе детского сада на самый лучший цветочный костюм «Цветочная фантазия» приняла участие семья Григорьевых. Они на практике показали креативный способ использования бросового материала, приняв участие в дефиле-презентации.
Для профилактики плоскостопия у детей родители нашей группы изготовили массажные коврики из крышек от пластиковых бутылок.
Дети вместе с родителями нарисовали рисунки и плакаты в защиту окружающей среды. На плакатах родители и дети написали разные слоганы: «Давайте сохраним природу!», «Мы за чистый город!», «Пусть речка будет чистой!», «Мусору - нет!» Участники акции старались раскрыть смысл мероприятия в рисунках.
Я познакомила детей со знаком «Выброси в мусорную корзину», знаком «Осторожно! Нужна специальная утилизация» (или «знак перечеркнутого мусорного контейнера». Объяснила, как находить эти знаки на упаковках. Познакомила с элементарными представлениями об источниках загрязнения окружающей среды. Разъяснила, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
С воспитанниками своей группы я изготовила плакат в защиту окружающей среды «Нам нужен чистый город». Дети с удовольствием принимали участие в создании плаката.
Осенью на прогулках в игровой форме я организовывала с детьми сбор листьев. Каждый ребенок старался оказать посильную помощь и принять участие в наведении порядка на нашем участке.
Родители с детьми с желанием приняли участие в субботнике по очистке территории участка группы. Очень важно чтобы сами взрослые показывали пример своим детям. Только собственным примером по природосбережению можно воспитать настоящих патриотов, бережно относящихся к окружающему миру.
Дети и родители нашей группы приняли активное участие в экологической акции по сбору макулатуры «Сделаем мир чище». Я надеюсь что новое поколение вырастет более экологически грамотным и сбор макулатуры будет для него нормой повседневной жизни.
В результате проделанной работы у детей сформировалась определённая система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Дети и родители воспитанников стали чаще соблюдать правила безопасности в природе так и по отношению к самому себе. Проявили большую заинтересованность в процессе облагораживания территории детского сада, показали на практике различные способы использования бросового материала. Принимали активное участие в экологических акциях, организованных в детском саду. А самый главный результат – наш город стал чуточку чище.
В дальнейшем планирую продолжать изучать проблемы загрязнения окружающей среды человеком, приобщать взрослых и детей к практической исследовательской деятельности. Совместно с детьми и родителями воспитанников продолжать принимать участие в различных экологических акциях и мероприятиях, способствуя сохранению окружающей среды города.