Оксана Шанина
Проект по патриотическому воспитанию «Мой край»
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Мой край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, с детского сада.
Актуальность: нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель – обеспечение духовно-нравственного развития детей на основе воспитания ребенка в духе любви к малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа
Объект исследования: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родного города.
Гипотеза:
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет проходить эффективнее при активном взаимодействии с семьей и социумом.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
2. Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
3. Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
4. Обобщить опыт работы по взаимодействию ДОУ с семьей в воспитании у детей любви к родному городу.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап – аналитический:
изучение и анализ методической литературы,
подбор апробированных методик для проведения исследования по нравственно-патриотическому воспитанию детей,
первичная диагностика дошкольников,
анкетирование родителей.
II этап - воспитание у детей любви к родному городу, краю, посредством реализации проекта «Люби и знай свой край»
cоставление плана работы с детьми и родителями,
разработка мероприятий для дошкольников.
III - этап контрольно-диагностический:
итоговая диагностика,
подведение итогов исследовательской работы.
Первый этап.
Для того, чтобы исследовать уровень развития у детей представлений о родном крае и отношения к родному городу в МДОБУ ДС № 3 Радуга г. Тынды было организовано исследование представлений детей о родном городе в двух группах «Непоседы» (экспериментальная группа 20 детей, «Почемучки» (контрольная 15 детей).
Методы исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности – самостоятельная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, праздники, занятия; педагогическая диагностика представлений и отношения детей к родному городу; ситуация выбора; анкетирование родителей, беседы с родителями, КВН с родителями.
На основе уровней и показателей сфер личности старших дошкольников, определенные О. В. Солодянкиной, нами были определены уровни представлений и отношения детей к родному городу:
В ходе педагогической диагностики представлений детей о родном городе была проведена беседа с каждым ребенком. Детям предлагалось 6 открыток с изображением достопримечательностей города: спортивный комплекс «Олимп»; музей истории БАМа, драматический театр, муниципалитет, парк, река Геткан, Собор Святой Троицы, мемориал воинской Славы и давалось задание рассказать, что изображено на открытках.
Дополнительно детям задавались вопросы:
1. Как называется наш город?
2. Что ты рассказал бы гостю о своем городе?
3. Как люди заботятся о городе?
4. Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?
5. Кто такие эвенки?
Ответы детей обозначались баллами:
2 - полный правильный ответ,
1 - неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого,
0 - отсутствие ответа, неверный ответ.
Также проводилось наблюдение за содержанием продуктов детской деятельности на темы: «Мой город», «Родной край». Была смоделирована ситуация выбора между общественнозначимой деятельностью и другой, более привлекательной для ребенка. Ребенку предлагалось осуществить уход за нуждающимся в помощи цветами на клумбе участка, чтобы участок и детский сад к празднику «День города» были самыми красивыми.) После принятия ребенком задания сверстники звали его играть. Фиксировалось, какое решение принимает ребенок и почему.
В результате обследования детей при выполнении заданий выделено три уровня по количеству баллов. От 0 до11 баллов – низкий уровень, от 12 до 17 баллов – средний, от 18 до 24 баллов – высокий.
Результаты проведения диагностики исходного уровня.
Выяснилось, что из 20 детей экспериментальной группы: 5 - детей имеют высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу (25%, 10 детей – средний (50%, 5 человек – низкий (25%). Одновременно проводилось выявление уровня развития представлений и отношения детей к родному городу в контрольной группе по такой же методике. Результаты обследования исходного уровня развития представлений и отношения детей к родному городу в контрольной группе: из 15 детей в контрольной группе 4 – имеют высокий уровень развития представлений и отношения детей к родному городу (27%, 6 детей – средний (40%, и 5 – низкий (33%)
В изобразительной деятельности на тему «Мой город», «Родной край» дети не знали чем наполнить рисунок, выбирали неяркие краски.
Вывод: более половины обследуемых детей имеют средний и низкий уровень развития представлений и отношения детей к родному городу. Исходный уровень развития представлений и отношения детей к родному городу в экспериментальной группе оказался ниже, чем в контрольной группе. Анализ диагностики показал, что необходимо повышать уровень развития представлений и отношения детей к родному городу, тем самым, воспитывая любовь к родному городу. Как необходимым условием данной работы в группе мы поставили взаимодействие ДОУ с семьей с целью создания единого образовательного пространства, создания атмосферы сотрудничества с родителями в воспитании наших детей.
Организация взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу
На первом этапе нами были разработаны и реализованы формы работы с родителями, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей в воспитании у детей любви к родному городу.
С целью диагностирования знаний родителей об истории города, его достопримечательностях, знаменитых людях города был проведен КВН «Знатоки города» и групповое родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», анкетирование родителей «Изучение особенностей воспитания у детей любви к родному городу в условиях семьи». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной, под патриотическим воспитанием родители понимают: 5% - воспитание любви к Армии, 50% - воспитание любви к родному городу, 10% - воспитание в духе уникальности своей страны, 35% - воспитание гордости за свой край, страну. К проблеме патриотического воспитания в семье 75% родителей относятся положительно и 25% - нейтрально, больше половины родителей считают, что детей с родным городом знакомить нужно, сами они знакомят, но большую роль в воспитании любви к родному городу отводят детскому саду. На родительском собрании мы рассказали родителям о значимости семьи в воспитании патриотических чувств, в воспитании любви к родному городу, познакомили родителей с тематическим планом ознакомления детей с родным городом, с результатами диагностики представлений и отношения детей к родному городу, заслушали магнитофонные записи ответов детей «Любишь ли ты свой город». В результате проведения данной работы был создан совместно с родителями проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Таким образом, на втором этапе по воспитанию у детей любви к родному городу, краю в рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
1. занятия по ознакомлению с городом.
2. НОД по ознакомлению с природой нашего края.
3. НОД по ознакомлению с животным и пернатым миром.
4. Экскурсии в Музей «Истории БАМа», на станцию Юннатов, в библиотеку.
5. Экскурсии к достопримечательностям нашего города.
6. Знакомство с коренными жителями нашего края – эвенками, их культурой, традициями и бытом.
7. Встреча со знаменитыми людьми нашего города.
Третий этап.
В результате проведения итоговой диагностики были выявлены следующие результаты по воспитанию у детей любви к родному городу, краю: в экспериментальной группе «Непоседы» значительно повысился высокий уровень представлений и отношения детей к родному городу и составил 50% - 10 детей, средний – 45% (9 детей) и низкий – 5% (1 ребенок). Также была проведена итоговая диагностика в контрольной группе «Почемучки», которая показала, что высокий уровень развития имеют 6 детей (40%, средний – 7 детей (46,7%) и низкий – 2 ребенка (13,3%).
Вывод:
- у детей появился интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;
- дети стали с желанием оказывать посильную помощь взрослым по благоустройству города и участвовать в доступном общественно полезном труде, у них сформировалась потребность в поддержании красоты;
- у детей систематизировались знания и представления об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.
- установилось тесное взаимодействие и понимание между педагогами и родителями.
Я считаю, что воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и социумом.
Список литературы
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой. М., 1991
Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
Материалы интернета.
Шестак Иван БАМ: километры эпохи
Гузий Владимир Тында (от оленьих троп до столицы БАМа)