Инна Левхина
Использование инновационных технологий в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Инструктор по физической культуре : Левхина И. М.
Физическое воспитание есть огромный,
прекрасный, но таинственный Космос,
через постижение, которого можно
приблизиться к Истине и Счастью!
Н. Н. Ефименко
Темочки:
В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных задач дошкольного воспитания.
Исходя из важности этой проблемы, мной была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами инновационных технологий.
Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся :
— укрепление здоровья детей;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
— приобщение детей к традициям большого спорта.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности детского сада.
Решая физкультурно — оздоровительные задачи я организую разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс профилактических, воспитательно- образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастам.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует режим дня, соблюдение гигиенических требований. В работе с детьми я соблюдаю следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть соответственно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений пилатеса).
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
В детском саду разработана система мероприятий по физкультурно — оздоровительной работе, согласно этой системе я строю свою работу с детьми.
Ежедневно в группах я провожу различные формы двигательной активности:
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
В нашем детском саду я провожу утреннюю гимнастику ежедневно до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года я соблюдаю вариативность содержания и характера. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой я использую разные её виды и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Комплекс утренней гимнастики я повторяю в течение двух недель.
Основной формой организованной двигательной активности являются — физкультурные занятия.
Формы проведения физических занятий разнообразны — это занятия учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные на воздухе и контрольно-учетные. Длительность их диктуется возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью и проводится 2 раза в неделю, начиная с 1 младшей группы, продолжительностью 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средних группах и 25-30 минут в старших в старших группах. Третье (дополнительное) занятие, начиная со старшей группы, провожу на свежем воздухе. В осеннее и летнее время использую летние виды спортивных упражнений, в зимнее время занятия на лыжах, санках.
На занятиях я обеспечиваю максимальную двигательную активность детей, это удовлетворяет потребности ребенка в движении и создаст условия для овладения техникой движений.
Дыхательная гимнастика
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхание влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме человека, на физическое и психическое состояние, умственную деятельность.
Целью дыхательной гимнастики является совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировка механизмов дыхательного акта. В результате систематических тренировок вырабатывается привычка к определенной механике и типу дыхания в повседневной жизни. При этом закрепляется умение использовать различные варианты и типы дыхания в зависимости от стоящей перед организмом задачи и возникшей ситуации (неудобная поза, физическая работа, волнение, утомление, изменения в содержании кислорода, болезнь и т. д.).
Дыхательную гимнастику, я использую на физкультурных занятиях, в утренней гимнастики, в подвижных играх.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.
В течение прогулки провожу подвижные игры. Подбираю игры, учитывая предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) проводятся игры подвижного характера. После физкультурных и музыкальных занятий проводим игры средней подвижности конце прогулки.
Так же я использую современные образовательные технологии (компьютер, где в виде слайдов представлены комплексы тематических физкультминуток (насекомые, посуда, зима и т. п.) с музыкальным сопровождением, показываю слайды с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.
В течение учебного года со старшими дошкольниками провожу 2–3 праздника на воздухе. Темы праздников самые разнообразные «Олимпийские игры», «Весёлые старты», «Путешествие в снежную страну», «Слава Армии родной в день её рожденья! Осенний марафон», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вперед, мужчины!», «Дни здоровья» и т. д.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата — все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие в нашем детском саду я организую 1раз в месяц, длительностью по 30–50 минут. При проведении досуга активное участие принимают воспитатели. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
День (неделя) здоровья
Проводим 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДОУ. В этот день с детьми проводим спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования. День здоровья может быть посвящен игре. В этом случае во всех видах работ используется только игра : дидактическая, словесная, подвижная, спортивная, театрализованная.
Внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу дошкольных образовательных учреждений — первоочередная и своевременная задача в духе модернизации всего процесса образования. Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудило меня к поиску новых оздоровительных технологий. Сегодня имеется великое множество методик оздоровления и физического развития, но не все они могут быть использованы в физическом развитии детей в дошкольных учреждениях. Свой выбор я остановила на элементах фитнеса. Детский фитнес это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с простудными заболеваниями, посредством укрепления всего организма.
Регулярные занятия фитнесом помогают ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, укрепляет здоровье и иммунитет, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправляется осанка, помогает сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект фитнеса — рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.
Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.
Моя задача — направить детскую энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.
Детский фитнес помогает развить координацию, гибкость, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние детям любого возраста. Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия с элементами фитнеса скорее напоминают игру Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными скамейками, волейбольным и баскетбольным набором, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе.
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений.
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы — это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания спортивные праздники с участием родителей и т. д.
Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Поэтому мы — педагоги и специалисты ДОУ — будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик.
Занимаясь с дошкольниками, и используя инновационные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы дает свои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой. Повысилась посещаемость. Снизилась простудная заболеваемость. Дети жизнерадостны и подвижны.
Вывод: Таким образом, грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также внедрение нестандартных здоровьесберегающих технологий, способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
П риоритетными задачами на перспективу считаю: - продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье;
- повышать уровень теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;
- повышать уровень применения новых методов и форм в организации физкультурно– оздоровительных мероприятий.
Литература:
1. Галанов А. С. Игры,которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М. : Педагогическое общество России, 2005.
2. Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до З лет). — М. : «ТЦ Сфера», 2006.
3. Глушкова Э. Л. Детская мягкая школа. – М., 2009.
4. Документы:
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 15 от 17.07.2015) (далее ГОС ДО);
Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (приказ Министерства образования и науки ДНР № 409 от 18.08.2015) .
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Москва- 2000.
7. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. - М., «Восхождение», 1998.
8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003.