Наталья Сидорова
Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по ФЭМП
Оглавление
1. Ведущая педагогическая идея опыта. 2
2. Актуальность и перспективность опыта. 3
3. Трудоемкость опыта 3
4. Технология опыта. 4
5. Этапы реализации опыта. 4
6. Практическая значимость опыта 5
7. Заключение 5
Список используемой литературы : 6
1. Ведущая педагогическая идея опыта.
Публикация «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по ФЭМП» размещена в разделах
Ведущей педагогической идеей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений, которые способствуют прочному формированию представлений, так как в них воспитанники не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные представления в игровой ситуации.
2. Актуальность и перспективность опыта.
Взрослые люди к математике относятся по-разному. Одни части от её как науку, характеризующаяся логикой, последовательностью и точностью выводов. Другие, не отрицая её высочайшей эффективности для развития интеллекта, не видят себя в ней, говорят о достаточности для своей повседневной жизни школьного курса математики. Вполне вероятно, подобные самоопределение связано с индивидуальным опытом встречи с математикой в детском саду и школе. Для многих он оказался трудным и даже неприятным. Я уверена, что «математическое сознание» взрослых вполне может если не полностью заменить специально организованные занятия, то значительным образом обеспечить вхождение ребёнка в мир математики. Необходимо увидеть математическое содержание в повседневной жизни ребёнка для того, чтобы помочь ему открыть для себя математику.
Без математических знаний и умений ориентация человека в повседневной жизни невозможна - элементарные математические представления являются базой для освоения практически всех областей науки, техники и экономики, основой непрерывного учения на протяжении всей жизни. Только при все нашей личной любви или нелюбви к математике пренебрегать этой истиной невозможно.
Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
o игровая деятельность - ведущая в дошкольном детстве;
o освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно;
o имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления, дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;
o недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
3. Трудоемкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства –
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:
o - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
o - подборе оборудования и материалов;
o - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
o - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
4. Технология опыта.
Цель: развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, выявить роль использования игровых форм обучения в развитии интереса у дошкольников к математике.
Гипотеза: если использовать игровые формы обучения в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.
Задачи:
1) Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
2) Создать предметно-развивающую среду.
3) Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
4) Развивать у детей восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
5) Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Развивать у детей познавательный интерес, а именно:
активизировать восприятие и мыслительную деятельность, расширять кругозор, способствовать умственному развитию, повышать качество и глубину знаний, способствовать успешному знаний на практике, побуждать самостоятельно приобретать новые знания, оказывать положительное влияние на формирование личности.
5. Этапы реализации опыта.
Мною разработаны следующие этапы работы:
I. аналитико-диагностический:
сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики уровня развития элементарных математических представлений у детей, формирование мотивационной готовности родителей к участию в деятельности по овладению математическими представлениями у детей.
II. практический:
методическая работа с педагогами ДОУ, разработка и реализация планирования образовательной работы по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых форм обучения, проведение занятий, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
III. аналитико – обобщающий:
итоговая диагностика уровня развития у детей математических представлений, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольных учреждений.
6. Практическая значимость опыта
Практическая значимость заключается:
1) проведено специальное сравнительное исследование уровня математического развития дошкольников в ДОУ;
2) разработаны перспективные планы и примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности, которые могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, для совершенствования педагогического процесса в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста, как фронтально, так и индивидуально, а также в работе с родителями.
7. Заключение
Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование многих игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило детям подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Список используемой литературы :
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2022 г.
2. Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста». - М. : ФОРУМ, 2012
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
4. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.
5. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
6. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8.
7. Белошистая А. В. «Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста». - М. : Владос, 2020
8. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей. -М. Владос, 2008.
9. Белошистая А. В. Диагностика математического развития детей дошкольного возраста. -М. Владос, 2017.
10. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пос. - М., 1974
11. Математическое развитие дошкольников : Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. - СПб: Детство-Пресс, 2000.
12. Сербина Е. В. Математика для малышей: кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1992
13. Тарунтаева Т. В., Алиева Т. И. «Развитие математических представлений у дошкольников». -2-е изд. -М. : ТЦ Сфера, 2022.
14. Белошистая А. В. «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд. стер. -М. : ИЦ Академия, 2019.
15. Бостельман А. «Математика в любое время! учебно-практическое пособие по раннему обучению математике для педагогов дошкольного образования». - М. : Национальное образование, 2016
16. Михайлова-Свирская Л. В. «Математика в детском саду: учебно-практическое пособие по раннему обучению математике для педагогов дошкольного образования». - М. : Национальное образование, 2020
17. Давидчук А. Н. «Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие».- М. : Сфера, 2022.
18. Давидчук А. Н. Селихова Л. Г. «Дидактическая игра- средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие». - М. : Сфера, 2013.