Екатерина Лаврова
Формирование сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю опыт работы «Формирование сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Свое выступление начну словами Бориса Герасимовича Ананьева «Самые далеко идущие успехинауки и техники рассчитаныне только на мыслящего,но и ощущающего человека»
Темочки:
Успехи нашей страны, эффективность использования природных ресурсов, развития экономики, во многом зависит от математической грамотности всего населения…». А на математическую грамотность влияет уровень сенсорного развития подрастающего поколения, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает, чувствует окружающий мир.
Используя учения известных представителей дошкольной педагогики и психологии, Фридриха Фребеля (1782- 1852, Елизаветы Ивановна Тихиевой, Леонида Абрамовича Венгера( 1925 – 1992) и др., то что сенсорное восприятие развивается с помощью перцептивных действий,дидактичеких игр и составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, и имеет самостоятельное значение, для успешного развития ребёнка в детском саду, обучения в школе и для многих видов труда.
И учитывая федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где основной линией познавательного развития ребёнка дошкольного возраста является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучание).
И то, что ранний и младший дошкольный возраст является сензитивным периодом для сенсорного воспитания детей. А игра, по словам Надежды Константиновны Крупской, «для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания и способ познания окружающего мира".
Поставила цельдеятельности – формировать сенсорные способности у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Из цели определила задачи:создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей;
формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различныхсвойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
приобщать родителей к формированию у детей сенсорных способностей.
Учитывая то, что ребёнок познаёт всё в деятельности с разнообразными предметами, в первую очередь, обратила внимание на создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей на развивающую предметно – пространственную среду в группе. Организуя РППС, следую принципам ФГОС ДО: насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, вариативности, безопасности.
Исходя из этих принципов, стараюсь наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогаютформировать у детей сенсорные способности. В группе оборудовала центр математики и естествознания, где разместила игры и оборудования по сенсорному развитию. В работе использую такое игровое оборудование, которое не требует больших затрат, но соответствовать основным запросам и интересам детей, а так же обучающим и развивающим задачам поставленных воспитателем и требованиям СанПин.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся развивающая предметно - пространственная среда группы.
Это оборудования в спортивном уголке в центре художественного творчества, конструирование, что позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами. При этом они открывают для себя их физические свойства.
Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют :стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);развитию мелкой моторики рук ребенка;симуляции двигательной активности;повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Образовательную деятельность с детьми организую по образовательной программе дошкольного образования МБДОУд/с №28 г. о. Вичугаразработанной на основе ФГОС ДО на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для математического развития использую методические пособияИ. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», и Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка». Для систематического подхода к работе,
составила перспективный план по использованию дидактических игр. Игры включаю во все компоненты образовательной деятельности: в непрерывную образовательную деятельность, в совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность детей. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Создаю проблемную, сказочную ситуацию для детей. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал, сюрпризные моменты. Для закрепления сенсорных эталонов у детей включаю дидактическую задачу по сенсорному развитию и в подвижные игры.
На основе наблюдений за детьми, провожу с ними индивидуальную работу, предлагаю игры-упражнения, с которыми они не справились на занятиях.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой.
С целью развития зрительных ощущений организую наблюдение: рассматриваем деревья, небо, травку.
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: одеваясь на прогулку, обращаем внимание на одежду, её цвет, фактуру. Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.
Стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником.
Успех в работе по сенсорному развитию достигаю при тесном взаимодействии с семьёй. Активизирую их интерес к проблеме сенсорного воспитания детей, приобщаю к изготовлению дидактических игр для группы, к оформлению игрового центра. Считаю, что наиболее эффективные формы работы с родителями – это практические занятия, где родители имеют возможность научиться играть со своими детьми.
Подводя итоги своей работы по сенсорному развитию детей, я пришла к таким результатам.
Наблюдения за детьми и беседы с родителями позволили увидеть, как дети используют полученные знания по сенсорному развитию (определяют цвет, форму, величину предметов) в повседневной жизни. Как они самостоятельно используют дидактические игры и легко с ними справляются.
Родители стали активными участниками образовательного процесса в ДОУ, интересуются развитием детей, спрашивают в какие игры можно поиграть дома.
Как педагог, повысила свое профессиональное мастерство в области сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста и делюсь своим опытом работ на методических объединениях педагогического сообщества городского округа Вичуга и размещаю на страницах своего сайта.
Таким образом, систематическая работа по сенсорному воспитанию детей посредствам дидактических игр имеет огромное значение для умственного развития детей. В дальнейшем буду продолжать работу по формированию сенсорных способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста, используя современные технологии и дидактические игры и подход древнего мыслителя и философа Конфуция: «Расскажи и я – забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».(чем больше ребёнок действует с предметами, тем он больше запоминает, чем больше анализаторов участвует в познании ем ребёнок лучше запоминает и познает окружающий мир).