Водяник Татьяна Васильевна
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Опыт работы : "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном возрасте".
Актуальность:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - все избежать,
а где надо - на помощь позвать (Т. Г. Хромцова)
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Об актуальности темы, можно говорить многое и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуациях? Как помочь друг другу? Важность данной темы-обусловлена объективной необходимостью формирования у детей навыков безопасного поведения в быту, в природе, в семье, на улице. Необходимо целенаправленная и совместная деятельность в этой области родителей и дошкольных работников. Для меня, как для воспитателя, очень важна работа в этом направлении.
Дошкольный возраст это особый период, когда формируется человеческая личность. Надо отметить, что у детей плохо развит инстинкт самосохранения. Они не всегда могут сделать вывод, что может быть, в результате, казалосьбы, им безобидной шалости. Например, берут спички и поджигают, а когда возникает пожар, не всегда могут сориентироваться в данной ситуации.
Вот почему так нужна профилактическая работа с детьми по формированию основ безопасности их жизнедеятельности. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях могут оказаться наши дети.
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что во многих случаях, дети могут быть несамостоятельными, безынициативными. Они не всегда умеют принимать правильных решений в экстремальных ситуациях, не знают к кому обраться за помощью.
Тем неменее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением.
А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила, я стараюсь преподнести материал доходчиво, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир безопасного поведения.
2 слайд:
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила главную цель работы : обучение детей правильному поведению, становление у детей дошкольного возраста культуры безопасности их жизнедеятельности, ценностей здорового образа жизни.
Исходя из этого всего, были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разных опасных ситуациях.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, при встрече с незнакомыми людьми.
3. Обогащение представлений детей основных источников и видов опасностей в быту, на улице, в природе, с незнакомыми людьми.
4. Формирование у дошкольников культуры безопасного образа жизни.
5. Формирование знаний о правилах дорожного движения, обучение детей дошкольного возраста безопасному участию в дорожном движении, сохранение жизни и здоровья детей.
6. Формирование знаний о пожарной безопасности, обучение детей дошкольного возраста, сохранению жизни и здоровья детей.
3 слайд
Моя система работы создана на основе : программы "Ребенок и дорога" Благовещенск 2013 "Областная образовательная программа для дошкольников"; (В. М. Заплатинский) "Терминология науки о безопасности методических пособий»; К. Ю. Белый "Как обеспечить безопасность дошкольников" "Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни", а также моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения-это длительный процесс. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематической. Дети получают систематические знания, ощущают себя частью окружающего мира.
Я стараюсь делать так, чтобы информацию по безопасности не превратить в короткие нравоучения, что можно, а чего нельзя. Стараюсь пробудить внимание и интерес детей. Для этого подбираю разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей путем игровой деятельности.
4 слайд
При этом пользуюсь различными методами:
• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации,яподкрепляю их сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемом защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использую художественную литературу, дети рассматривают иллюстрации разных опасных ситуаций;
• Примеры видеоматериалов;
• Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки;
• Метод моделирования ситуаций;
• Опыты и эксперименты;
• Придумывание сказок на различные темы.
5 слайд
В моей группе есть уголок безопасности, в котором имеются дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности.
Я использую компьютерные презентации, обучающие видеофильмы по формированию у детей безопасного поведения.
Также очень часто применяю художественное слово: чтение рассказа С. Я. Маршак «Пожар», чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка», А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Дворняжка», Сегал «Машина на нашей улице». Стихи, загадки, пословицы «Путешествия огонька в лесу», стихи А. Усачёва, которые дети запоминают очень быстро: «Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком…», стихи М. Манакова «Если дома ты один», Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу», Н. Дедяева «Не играйте на дороге», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», К. И. Чуковский «Путаница», Г. Цыферова «Жил на свете слоненок»
6 слайд
Вся моя работа разделена на этапы.
• На первом этапе я старалась заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснила уровень формирования знаний и умений о правилах безопасного поведения. Также я проводила работу с родителями, с целью оценки актуальности проблемы по безопасности жизнедеятельности их детей. Провела опрос в форме анкетирования индивидуальных бесед и консультаций.
• На втором этапе, я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении принимать эти правила в экстремальных ситуациях.
• На третьем этапе, на основе усвоенных знаний и умений, происходило осознанное применение практических действий в различных ситуаций.
7 слайд
Моя система работы рассчитана на старший возраст детей. Все занятия и виды деятельности подразделила на следующие направления. Кодному из основного направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей является раздел «Один дома».
Я ознакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Использую тематические беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов: полезные и вредные привычки «Ох и Ах», «Три котенка», «В проводах гуляет ток», «Газ невидимка», «Смешарики», «Игры с огнем».
8 слайд
Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Мы знаем, тяга детей к огню общеизвестна. Задача взрослых – помочь детям, предостеречь от беды, объяснить, что может произойти в том или ином случае. Необходимо оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. У нас проходил месячник по правилам пожарной безопасности. Беседы: «Огонь друг или враг?»; дидактические игры «Что можно, а что нельзя?», «Пожароопасные предметы», «Горит, негорит»;сюжетно-ролевая игра «Юные пожарники». Чтение рассказа С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», стихотворение С. Я. Маршак «Пожар».
Провела праздник «Добрый и злой огонь», особенно детям запомнилась экскурсия в подразделение пожарной безопасности, где сотрудник по ППБ рассказал о работе пожарника. Также у нас в детском саду проходят учения по пожарной безопасности, на которых дети учатся правильному поведению при пожаре.
Дети знают, чтобы не задохнуться от дыма, нужно положить влажную салфетку на лицо и опуститься ниже к полу. Дети знают эвакуационный выход, умеют быстро одеваться и передвигаться на безопасную территорию. Эти тренировки особенно запомнились ребятам, и они на практике освоили правила поведения во время пожара. Мои дети являются участниками районных и областных акций.
9 слайд
Следующий раздел о правилах дорожного движения. В моей группе есть макет по ПДД, дети с удовольствием играют в него. Для этого, родители воспитанников напилили и отшлифовали бруски (домики, магазины, школу, кинотеатр, сделали светофоры и дорожные знаки, принесли мелкие игрушки -машинки и фигурки человечков).
Ребятам очень запомнился спортивный праздник безопасное колесо, где они заняли первое место по правилам дорожной безопасности. Сотрудник ПДД вручила детям грамоту и шоколадные медальки.
Я провела праздник
«Красный, желтый, зеленый»; «Путешествие в город дорожных знаков».
10 слайд
Одно из направлений моей работы, является раздел «Будем здоровы». Дети участвовали в месячнике: беседа «Лекарство друзья или враги?», «Забота о здоровье». Особенно запомнились детям праздники «Здоровейка», «Микроб», «В гостях у доктора Айболита».
Особая роль в этом разделе, отводится формированию представления о ценности здорового образа жизни, а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному блоку с детьми, увидела значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр, занятия спортом и закаливание. Я разработала проект «Здоровый образ жизни». Таким образом, у детей появился интерес к занятиям физической культуры.
11 слайд
Раскрывая направления «Другие люди, кто они», старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомыми людьми; стремилась выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях на занятие «Когда дома ты один»; учила детей, как правильно вести себя дома, когда остаешься один.
У дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. «Закрепили» номера служб спасения: 101,102,103,104. Инсценировка сказки «Красная шапочка» помогает детям понять, что нельзя всем подряд доверять, нужно быть бдительным.
Дети любят играть в дидактические игры «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый, взрослый) : дидактическая игра «Кто стучится в дверь ко мне?». Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились решать ситуации, которые несут в себе опасность. Правильно реагировать в таких ситуациях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого, уметь позвонить на номер службы спасения.
12 слайд
В настоящее время остро стоит вопрос терроризма. Ежедневно, выходя с детьми на прогулку, тщательно осматриваю территорию на наличие посторонних предметов, при обнаружении опасного предмета отводим детей в безопасное место и сообщаем заведующему детского сада о происходящем. Также, я объясняю детям, что не стоит брать привлекательные предметы: игрушки, телефоны, красивые коробки и др.
В ходе работы совместно с детьми были составлены «5- НЕ» :
1. Не выходи на улицу один.
2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице, в общественных местах.
3. Не соглашайтесь никогда идти с незнакомыми, чужими людьми, как бы они не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.
4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.
5. Не садись в машину к незнакомцу.
13 слайд
Очень интересно проходит мероприятие по блоку «Путешествие в природу». В ходе занятий, закрепила знания детей о несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях: уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Нравится детям игра с мячом на внимание «Съедобное - несъедобное».
В ходе занятий «Зимой на прогулке» закрепляла знания детей о поведении на зимних прогулках. Занятие «замерзшая река – совсем не каток»; К. Ушинский «Умей обождать» : беседа «Опасные сосульки», «Чтобы не заморозить носик и щечки».
Не менее интересные занятия про животных «Кошки и собаки наши друзья». Учила понимать состояние и поведение животных: знать, что каждое животное обладает своим характером, особенно опасны бродячие животные. Они болеют различными заболеваниями, которые передаются человеку. Выучили с детьми стихотворение А. Дмитриева «Бездомная кошка», Г. Новицкая «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а также воспитали добрые и заботливые чувства к ним. Я объяснила, что собака и кошка, хищные животные, и контакт с ними может быть опасен.
14 слайд
Я с детьми систематически провожу 5-ти минутки безопасности. Ведь всегда можно найти несколько минут, это не так много, хотя очень важно для наших детей. Пяти-минутки помогут обезопасить детей и научить правильному действию в экстремальных ситуациях.
Я провела мониторинг по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в старшей группе и получила следующие результаты.
Начало года: Высокий уровень -25%, средний уровень-45%, низкий уровень-30%.
Конец года: Высокий уровень -50%, средний уровень-45%, детей с низким уровнем-5%.
15 слайд
Результат: Проведенною мной работу, оценила по знаниям детей. При беседе с ними, убедилась, что они хорошо ориентируются в правилах безопасности жизнедеятельности. Дети стали внимательнее на дорогах, в транспорте. Знают, как вести себя при пожаре, в быту, на природе, с незнакомыми людьми. Стали больше уделять внимание здоровью, занятиям физкультуры и спортом.
Я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников в том, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами его нарушают. Многие родители, имеющие свои автомобили, стали внимательнее на дорогах, так как теперь их дети сами делают им замечание по поводу неправильной скорости, остановки в неположенном месте, потому что хорошо выучили правила дорожного движения.
Проведенная работа с детьми и родителями, является лишь частью интенсивной работы в практической деятельности.
В дальнейшем, планирую продолжать изучение этой проблемы. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте.
16 слайд