Менглиянова Алия
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Огонек»
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
Безопасность детям
Воспитатель: Менглиянова А. Э.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
Позвольте, представится: Я, Менглиянова Алия Эдыльхановна, педагогический стаж по специальности 9 лет, представляю МКДОУ д/с № 20 «Огонек».
Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.
К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.
Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.
Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:
- познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;
- способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.
Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:
- необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;
- усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.
Принципы работы :
1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
3. Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
4. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
5. Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.
Содержание работы :
Содержание работы обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:
1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
2. Безопасное поведение в природе.
3. Безопасность на дорогах и улицах.
4. Здоровье.
Основные формы организации образовательной деятельности
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
В связи с этим была определена цель работы :
Цель:
Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Перед собой поставила следующие задачи, которые представлены на экране:
Задачи:
• Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
• Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.
• Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.
Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Теоретическим фундаментом опыта работы являются :
• К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
С. Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила:
Непрерывную образовательную деятельность,
• «Кошкин дом»,
• «Опасные предметы дома»,
• «Дорожные знаки», и т. д.
просмотр видеоматериалов,
• правильное обращение с огнём,
• как правильно общаться с животными,
• как следует правильно разговаривать с незнакомцами,
• как следует кататься на лодке,
• как следует гулять в лесу,
• как вести себя на льду,
• азбука пешехода.
мультимедийных презентаций,
• Дорожные знаки
• Светофор
• Правила безопасности дошкольника
• Полезные продукты
• Прогулка в лес
• Электроприборы
игровые проблемные ситуации
• огонь – друг или враг
• дорожные знаки
• где живут витамины и. т. д.
игровое моделирование,
• «Безопасная дорога»,
• «Мой – друг Светофор», и. т. д.
игры-беседы,
• Безопасность в доме
• Осторожно микробы
• Безопасное поведение в природе
• Дорожные знаки и др.
игры-инсценировки,
• Поехали!
• Юные пожарные
• Правила дорожного движения и др.
прогулки, экскурсии,
• прогулка на пищеблок,
• прогулка в мед. кабинет
• по территории детского сада,
• за территорию детского сада.
дидактические игры,
• "Источники опасности",
• "Знаешь ли ты?",
• "О чём говорит светофор",
• "Четвёртый лишний ",
• "На прогулке",
• "Телефон", итд.
Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования
• Дорожная безопасность,
• правила дорожного движения,
• витамины – опасно, или не опасно.
Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
В группе создаются условия, макет «Улица села», развивающие плакаты –
«В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы», «Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности», «Опасно-неопасно», «Лото безопасности», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Помощники на дороге», «На чем люди ездят», «Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность», «Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.
Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями.
Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы.
В этом году родителям было предложено анкетирование на тему:
«Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»,
проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы»,
были предложены различные консультации, по темам недели, например: «безопасного поведения на улице», «безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой».
Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах», с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Таким образом, в результате проведенной работы : Считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы над данной темой.
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
2. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4.
3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС;
4. А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11;
5. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.