Маслиенко Снежанна
Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре»
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
Публикация «Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- При подборе и планировании подвижных игр учитывать общий уровень физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей;
- При планировании сюжетных игр, для лучшего понимания игрового сюжета, необходимо провести предварительную работу с ребенком;
- читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т. д., просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
- Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
- Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой.
- Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.
- Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5 - 2 мин
Подвижные игры обладают огромным диапазоном воздействия на дошкольников. Прежде всего, в них ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. Здесь уместно вспомнить об эффективном правиле физического развития: «расходуя, приобретаем». При ежедневной двигательной активности не менее 50% (младшие дошкольники) и 60% (старшие дошкольники) от всего объема активности организм укрепляется, формируются не только двигательные навыки и умения, но и развиваются такие физические и психические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость организма, повышается общая работоспособность. Может быть, в неосознанном стремлении дошкольников к реализации потребности в двигательной активности, и заключается проблема современных детских садов. Так, воспитатели часто жалуются, что дети занимаются «беготней» вместо того, чтобы лишний раз сесть и позаниматься или «просто поиграть».
При поиске резервов оптимизации двигательной активности педагогам следует помнить об адекватности используемых средств при работе с ребенком дошкольного возраста, рациональности использования организованных педагогом форм двигательных видов деятельности, а также – о создании условий для самостоятельной двигательной активности. В этом смысле подвижные игры вполне отвечают этим требованиям, так как их использование доступно детям с двухлетнего возраста.
Игровая деятельность, в том числе и двигательная, доступна и интересна детям. Подражание животным и птицам и другим персонажам и образам свойственно им, содержание игр, сюжет и правила привлекают детей. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и, как доказано многочисленными исследованиями, оказывает оздоровительный эффект.
В пользу использования подвижных игр выступает и то обстоятельство, что их проводить фронтально, индивидуально и с подгруппами детей в различное время, на занятиях и в процессе проведения режимных моментов в детском саду и дома с родителями, кроме того, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.
Следует помнить о многообразии игр, которые различаются по движениям (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и т. д., по степени воздействия на организм (игры с большой, средней и малой физической нагрузкой, оздоровительные игры, игры на координацию и ориентировку в пространстве, типу игр (игры сюжетные и бессюжетные, элементы спортивных игр, игры-соревнования, игры-забавы и т. д.).
Планируя подвижные игры, например, для проведения Дня здоровья в детском саду, следует осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать двигательные возможности детей. Условно, не зависимо от возраста, выделяются три группы детей, характеризующиеся большой, средней и малой подвижностью.
Малоподвижные дети вялы и пассивны, быстро устают, не решительны, избегают участия в подвижных играх, уходят в сторону, даже не наблюдая за ходом игры. Роль педагогов состоит в постепенном увлечении таких детей в подвижные не сложные игры с минимальным количеством правил, малой и средней физической нагрузки, в объединении таких детей в небольшие подгруппы и расширении их двигательного и игрового опыта.
Дети средней подвижности, отличаются ровным, спокойным поведением, адекватной подвижностью, они эмоциональны, обладают хорошими двигательными умениями и способностями. Такие дети любят играть в подвижные игры, с удовольствием выполняют в игре разные роли, могут играть самостоятельно.
Индивидуального и дифференцированного подхода требуют дети, обладающие высокой подвижностью – гиперактивные дети. Они отличаются реактивностью, неуравновешенностью поведения. Для них характерны скоростные движения, повышенная интенсивность которых вызывает быстрое утомление. Следует также отметить, что движения таких детей не отличаются хорошей техникой выполнения, точностью и координацией. В подвижных играх гиперактивные дети нетерпеливы, часто спешат, не могут сосредоточится, не осознают своих действий, не запоминают правил и являются постоянными их нарушителями. Они любят играть в шумные игры с большой физической нагрузкой, но интенсивность игры вызывает у них скорое утомление, что может сказаться на поведении. Индивидуальный подход будет заключаться в уменьшении дозировки двигательной активности, переключении на более спокойные игры, а также использование похвалы за каждое успешное двигательное действие.
Помня о характеристике детей малой, средней и высокой подвижности, для воспитателя становится очевидно, что первые не могут участвовать в подобных играх, а последние – ограниченно. Игры большой подвижности требуют большого пространства – это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся – на физкультурных занятиях и в часы дневной прогулки.
Чтобы подвижные игры не утратили своей ценности и активнее использовались педагогами в работе с дошкольниками, необходимо владеть приемами их проведения и знать много игр. Содержание игр постоянно пополняется, на страницах журналов и методической литературы можно найти содержание игр для детей всех степеней двигательного развития и состояния здоровья, для разных моментов в режиме дня и разные по степени физической нагрузке.