Олеся Исаева
Опросные методы в педагогическом исследовании
▼ Скачать + Заказать документы
Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Темочки:
Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией, и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем, методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования. [8, с. 64]
Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.
Среди недостатков методов опроса можно указать следующие:
во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них);
во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности ("выборки", интерпретации данных;
в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
Различают следующие виды опроса : сплошной и выборочный; индивидуальный и групповой; очный и заочный; гласный и анонимный.
Общие требования, предъявляемые к опросным методам : соответствие вопросов целям и задачам исследования; адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; доступность и понятность вопросов; самостоятельность ответов; доверительная психологическая обстановка при опросе.
Рассмотрим основные опросные методы и способы их применения в научно-педагогическом исследовании.
1. Опросные методики в педагогических исследованиях
1.1. Беседа
Беседа - один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. [8, с. 56]
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволяют ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник, как форму регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации - магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.
Практика психолого-педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы : беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой; формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника; подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы; избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника; вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям; не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии; выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.
1.2. Интервью
Интервью - разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера, с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. [7, с. 83]
Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта.
При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах, имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком-источником информации осуществляется при помощи специалиста (интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
В этом случае явно выявляются следующие преимущества интервью:
во-первых, в ходе работы с опрашиваемым удается учесть его уровень подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать его интонацию и мимику;
во-вторых, появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов;
в-третьих, можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т. п.) вопросы;
в-четвертых, приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
в-пятых, интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу. [5, с. 29]
В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.
По цели, которую стремиться реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.
1.3. Анкетирование
Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Различают следующие варианты анкетирования - личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.
Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник - анкета. Исходя из того, что анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.
Целесообразно, чтобы анкета включала в себя три смысловые части:
1. Вводную, содержащую цель и мотивировку анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполнения анкеты;
2. Основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;
3. Социально - демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.
К разработке анкеты исследования целесообразно предъявлять следующие основные требования:
1) апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;
2) разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;
3) корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;
4) оставление возможности анонимных ответов;
5) исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;
6) следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценить несколько фактов сразу или высказать мнение о нескольких событиях одновременно;
7) построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным;
8) избегать многословных, длинных вопросов и большого количества предложенных вариантов ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;
9) постановка вопросов линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;
10) предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики. [8, с. 51]
Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательнее и полнее, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более 7-10). При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры.
Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.
Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам и т. д. Преимуществами закрытых вопросов являются : возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.
Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.
Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим - максимум до 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует иметь альтернативу "затрудняюсь ответить". Это нужно для того, чтобы могли отразить свою позицию респонденты, которые не знают, как ответить на вопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме.
Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов : сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление, о котором пойдет далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства.
Существует еще одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психолого-педагогических исследованиях - вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый проставляет каждому ответу соответствующие номера в зависимости от степени его значимости. [8, с. 72]
Существенное значение имеет предварительное апробирование анкеты. Внешние признаки ответов (стереотипность, односложность, альтернативность, значительное число ответов типа - "не знаю", "затрудняюсь ответить" или пропусков, белых полос; "угадывание" ответа желательного исследователю и т. п.) говорят о том, что формулировки вопросов сложны, неточны, в известной мере дублируют один другого, сходны по содержанию, анкетируемые не осознали значения проводимого опроса, важности правдивых ответов для исследователя.
Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный от всякого рода субъективистских "рифов", метод исследования. Его нельзя абсолютизировать. Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей. Иначе говоря, нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них.
1.4. Педагогическое тестирование
Тест (анг. - проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале.
Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.
В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают: интеллектуальные тесты, тесты достижений, тесты специальных способностей, личностные тесты, тесты интересов, установок ценностей, тесты, диагностирующие межличностные отношения.
По структурным признакам могут быть:
1) закрытые тесты со свободно конструируемым ответом;
2) тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;
3) тесты на скорость и на сложность (состоящие из все более усложняющихся заданий;
4) тесты с выводом и обработкой ответов с помощью машин и без них. [1, с. 26]
Наконец, имеется целая серия тестов, основывающихся на предположении о том, что качества личности могут отражаться только в формализованных ответах на вопросы, a и в реакциях на неопределенные, произвольные ситуации. Это могут быть картинки, неоконченные предложения, продукты свободной творческой деятельности, игра и т. д. Предполагается, что такой тестовый материал должен выступать как своего рода экран, на который испытуемый "проецирует" свои мысли, потребности, чувства и т. д. Такие тесты называются проективными (например, методики незаконченных предложений, рисуночных ассоциаций, чернильных пятен и др.).
1.5. Социометрические методики
Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет, называемых социометрическими методиками. Например, учащиеся указывают, с кем из членов группы они желали бы вместе дружить, выполнять домашние задания, работать и т. п. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы. [8, с. 93]
Заключение
Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.
Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией и чем менее сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими психолого-педагогическими методами исследования. Основным их недостатком является субъективность получаемой информации. Однако, при правильном их использовании, а так же при создании благоприятных условий их проведения, полученные в ходе опросных методов данные, могут быть достаточно объективными и полезными в педагогическом исследовании.
Список использованных источников
1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
2. Гурин В. Е. Опросные методы в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева, М,1988.
3. Ильина Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Сов. педагогика. - 1967. - № 2.
4. Кочетов А. И. Педагогическое диагностирование. - Минск, 1987.
5. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования - Минск, 1996.
6. Платонов К. К. Психологический практикум - М., 1980.
7. Разумовский В. Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. - 1989. - №11.
8. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман и др. - М., 1988.
9. Шилова М. И Изучение воспитанности школьников. - М., 1982.