Раиса Хомушку
Описание управленческого опыта Хомушку Раиса Семис-ооловны заведующей МКДОУ ДС «Аяс»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель ДОУ не только профессия - то высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя работать руководителем, нужно быть педагогом, наставником. Ведь жизнь руководителя состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь руководителя – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Публикация «Описание управленческого опыта Хомушку Раиса Семис-ооловны заведующей МКДОУ ДС „Аяс“» размещена в разделах
Мне посчастливилось стать заведующей с 1997года. Мой путь был последовательным и осознанным. Коллектив, куда меня направили, был молодой. Некоторых по лицу знала, а некоторые вообще мне не знакомы. Вот пролетело 15 лет. Несмотря на организованные трудности, все почему – то складывалось удачно, наверное, потому что все, с кем я работала, были молодыми, задорными, азартными. Сделать предстояло много, но все удалось. Люди, с которыми соприкасалась, мне очень симпатичны, интересны, трудолюбивы. Многие из них прошли испытание в трудные для страны время. Всегда не хватало, даже не было денег на питание детей, на приобретение мягкого и твердого инвентаря. Но сообща с коллективом нашли выход. Начали сажать картошку, посадить огород, даже косили сено, развели подсобное хозяйство. Имели подсобное хозяйство – 110 голов мелкого рогатого скота (осталось-68 г мрс). От реализации подсобного хозяйства (146.223 руб) купили: компьютер, музыкальный центр, стиральную машину, цифровой аппарат, кухонный гарнитур, линолеум на кухню, шторы и тюли на окна, карнизы потолочные для окон, детскую мягкую мебель на 2 группы, приобрели научно - методическою литературу по следующим разделам: музыкальное воспитание; познавательное развитие; физическое воспитание; коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений и др. представлений и др. (Всего - 32). Видеотеку (7, дидактические материалы и игрушки для организации учебно-воспитательной, реабилитационной работы (36). Я думаю, что мы нашли интересную форму работы, новые яркие педагогические идеи во время кризиса экономики образования, с другой стороны вижу, что в сердцах людей ощущается поразительный взлет творческой инициативы, поэтому уверена, что именно их влияние в значительной степени определяет сегодняшнее положение и дальнейшую судьбу детского сада. Мы все выстояли, выдержали первые удары реального, а не рекламного жестокого и сурового рынка. С другой стороны главная моя задача – организовать учебно-воспитательную работу с детьми, где я тоже должна добиться успехов вместе со своей командой. Всегда радуюсь за каждый маленький шаг коллектива вперед, поэтому стараюсь развивать в каждом позитивное мышление, то есть способность превращать неудачу в успех.
Для меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в большей мере, моя задача помочь педагогам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого руководитель ДОУ внимательно изучает личность педагогов, их отношение к методическим проблемам и трудностям дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Современное общество настолько сложно, что любой ребенок нуждается в определенном психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Специальное дошкольное образование – это не только подготовка к обучению в школе, но и подготовка к жизни в обществе.
И тогда поставила перед собой цель: развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации индивидуально-дифференцированного подхода в вопросах обучения, воспитания и оздоровления воспитанников, повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.
Для осуществления этой цели я перед собой поставила следующие задачи:
1) проанализировать трудности и проблемы взаимодействия педагогов с воспитанниками в соответствии с требованиями индивидуально-дифференцированого подхода, выявить причины трудностей, определить их характер;
2) обеспечить целенаправленную и планомерную учебу педагогических кадров, направленную на повышение профессионального и педагогического мастерства, качественного творческого роста
3) стимулировать обобщение и распространение опыта работы через участие педагогов в научно-практических конференциях, мастер-классах; публикациях в СМИ и т. д.
4) совершенствовать материально-техническое оснащение педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Большие проблемы для педагогов возникли с определением содержания педагогической работы и выбора программ. Содержание типовых программ не имеет коррекционной направленности, учитывающей ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определенных движений детьми с НОДА. Трудности возникли из-за отсутствия комплексного подхода в существующих программах и программно-методическом обеспечении для коррекции и компенсации психофизических отклонений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Еще больше трудностей возникало в организации работы. В ДОУ приходят дети с разным уровнем готовности к обучению и оздоровлению, обусловлено это различной степенью заболевания: временем возникновения и структурой опорно-двигательного дефекта, сопутствующими вторичными отклонениями нервно-психической деятельности; сохранными функциями и возможностями мозга.
Доля решения проблем создавала эффективную систему методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса. Каждый год организовывала, просмотр и анализ открытых мероприятий для педагогов ДОУ. Например:
• На семинаре по теме : «Из опыта работы детского сада «Аяс» по психологической службе» - открытое занятие проводила педагог-психолог Айыжы Ч. С. (17.03.10г);
• Показала открытое занятие по музыке Хомушку О. К. (19.03.10г). в семинаре «Из опыта работы по музыкальному воспитанию»;
• Показала открытое занятие Артына О. О. (26.03.10г) в семинаре «Использование здоровьесберегающей технологии по ФИЗО»;
• Выступила с докладом Хомушку Р. С. (09.04.10) по теме: «Инновация в управленческой деятельности руководителя»;
• В 21.04.2010 г проводили кожуунный семинар по теме : «Оздоровительные технологии при реабилитации детей с нарушением опорно - двигательного аппарата» Показывали открытые занятия в младшей и старшей группе Сарыглар М. К и Ооржак Б. Н, Иргит С. Н знакомила с системой физкультурно-оздоровительной работой в ДОУ с приглашением инструкторов по физическому воспитанию и воспитателей всего кожууна;
• Хомушку Р. С участвовала в круглом столе (г. Томск.) «Проблема освоения образовательных технологий в детском саду» 30.11.09г;
• Учитель-логопед Монгуш Ч. Д. написала статью в газете «Шын» : «Уругларнын чугаа сайзыралы» (12.04.2011г) и т. д.
За последние годы наше достижение это организация опытно-экспериментальной работы по проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме эксперимента, т. е с 2008 - 2013гг участвуем в работе республиканской инновационной площадки, организованном на базе нашего детского сада согласно приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва №586/д от 24.07.2008г. Тема нашего проекта: «Оздоровительные технологии при реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата». Постоянно оказываю поддержку педагогическим работникам в инновационной деятельности, в организации и проведении экспериментальной работы. Совместно с педагогами детского сада участвую в преобразовании предметно-развивающей среды с учетом потребностей детей разных возрастов. Регулирую и оцениваю результативность их труда. Итогом экспериментальной работы стали создание необходимых условий для оздоровления детей, выявление эффективных форм оздоровительных технологий для детей с НОДА, разработка содержания, форм и методов оздоровительной работы при реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, создание проект – программы «Здоровячок». Наработанный материал и опыт работы по этой теме представляется участникам кожуунных и республиканских семинаров, методических объединениях, курсах повышения. В 2011 учебном году проводили зональный семинар в детском саду и в с. Тээли для педагогов ДОУ западных кожуунов «Оздоровительные технологии при реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата». На семинаре показывали открытые занятия учитель – логопед Монгуш Ч. Д по теме: «Весеннее путешествие», старший воспитатель Иргит С. Н. по теме: «Путешествие в страну сказок», воспитатель старшей группы Сарыглар М. К. «Лесное путешествие», воспитатель младшей группы Ооржак Б. Н. «Койгунакка дуза», показали, общеукрепляющий массаж детей Хомушку Р. С. Также выступали, с докладом Хомушку Р. С - «Ручной массаж», Иргит С. Н. - «Здоровьесберегающие технологии. Их сущность» и «Из опыта работы», Кужугет А. А. - «Кинезиологические упражнения». Организовываем обсуждение и презентацию промежуточных результатов деятельности педагогического коллектива педагогам разных дошкольных учреждений и родителям.
В 2012г провели курс повышения по теме: ««Методика организации инновационной деятельности в ДОУ».
Для повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада ежегодно отправляла на курсы повышения квалификации, для повышения своего педагогического мастерства, постоянно контролировала посещения кожуунных методобъединений. За последние три года курсы повышения прошли в г. Кызыле и за пределы республики, т. е. в г. Новосибирск – 4 педагога, в г. Абакан – 3 педагога, г. Томск – 2 педагога что составляет 83,3%.
Самое главное достижение детского сада - в результате участия на конкурсе среди образовательных учреждений Республики Тыва, активно внедряющих инновационные образовательные программы, современные технологии и проекты на присуждение гранта Председателя Правительства Республики Тыва в рамках приоритетного национального проекта «Образование» наш детский сад в 2009 году получил диплом победителя.
С помощью технических средств обучения: ноутбуки, компьютеры, брошюровщик, проектор, экран на треноге, принтеры, магнитофоны, телевизоры, фотоаппарат, баян, синтезатор, музыкальный центр, DVD, цифровая видеокамера проводили организацию специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефекта, индивидуальных особенностей детей. Группировали весь учебный материал в разных разделах программы по лексическим темам: «Давайте познакомимся», «Я человек», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Комнатные растения», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Наше село» и т. д.
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: уголки природы, изоуголки, материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей, сухой бассейн, уголки уединения, книжные уголки, уголок для экспериментальной деятельности: игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия, имеются сюжетные игрушки и игровой материал для сюжетных игр детей, детские музыкальные, озвученные игрушки, имеются игровой материал для познавательного развития детей. В группах имеются дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для сенсорного развития, тонкой моторики рук, сюжетных игр и т. д, созданы условия для развития театрализованной деятельности, для формирования у детей элементарных математических представлений, для конструктивной деятельности, также в группах созданы условия для физического развития детей, созданы условия для развития игровой деятельности детей. Оборудован компьютерный уголок для детей.
Имеется программно - аппаратный комплекс с модулем БИ-02М «Бослаб» опорно-двигательный. Комплекс состоит из: многоканального устройства БИ компьютерного мониторинга, записи и воспроизведения основанных физиологических сигналов: ЭМГ, температуры; комплекс соответствующих датчиков; программная система «Бослаб».
В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т. к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Модернизация коррекционно-развивающего обучения детей с НОДА в нашем детском саду за последние три года, путем внедрения материала М. Монтессори по сенсорному развитию.
В наш детский сад поступают дети, имеющие различные диагнозы. Дети с нарушениями движений моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам у многих отсутствует щипковый захват, дети не могут точно, координировано выполнять движения языком, губами.
Без нормального функционирования сенсорной системы не может быть полноценной речи. Насыщение сенсомоторной среды необходимо провести с учётом психофизиологических особенностей развития детей, имеющих нарушения в развитии мелкой и крупной моторики, трудности в освоении сенсорных эталонов.
Этим требованиям наиболее соответствует оборудование разработанное Монтессори.
Материалы Монтессори имеют ряд преимуществ, потому мы их выбираем. Они способствуют сосредоточению (сосредоточение – первое условие любого развития); вызывают желание самостоятельных повторных действий; предоставляют возможность новых способов их использования. Освоение материала приводит к тому, что сенсорные эталоны становятся осознанными, а не абстрактно усвоенными. Дидактический материал предусматривает различные виды самостоятельного контроля ошибок и их исправления. Материал позволяет довести задачу до конца и насладится самостоятельно достигнутым результатом.
Создание зоны упражнений в практической жизни и зоны сенсорного развития на базе нашего ДОУ, способствует повышению результативность освоения сенсорных эталонов, т. е. формирования базы умственного развития, повышению результативности работы по развитию мелкой моторики и координации движений. Создадутся условия для формирования познавательного интереса, сосредоточенности, работоспособности. Будут созданы условия для проявления свободы выбора, формирования умения успешно действовать в коллективе, формирования умения доводить начатую деятельность до результата. Повысится результативность логопедической работы, т. к. сенсомоторное развитие неотъемлемо связано с речевым развитием ребёнка.
Человек должен жить среди людей, и ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата – прежде всего человек. Дети с особыми потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение. И педагогам неважно, какую дорогу выберет каждый ребенок, повзрослев, главное не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. Ведь, что такое педагог – это человек, который имеет определенную подготовку и профессионально занимается вопросами воспитания, образования и обучения. От результатов работы педагога зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, от нас, от педагогического коллектива зависит будущее. Поэтому и к самому себе нужно предъявлять особые требования.
Таким образом, необходимо руководителю постоянно стремиться к самосовершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению деятельности. А также вызвать у педагогов волну личных стараний, разбудить их внутреннюю активность. Успешное решение данных задач требует от руководителя сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего педагога.