Людмила Папаха
Описание модели РППС МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ РППС МБДОУ
Рабочая группа МБДОУ № 120
Развивающая предметно-пространственная среда проектируется в соответствии с ФГОС ДО и направлена на обеспечение реализации образовательных программ ДОУ.
Цель построения развивающей среды: : предоставление детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Задачи:
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта
• Создавать условия для физического развития
Публикация «Описание модели РППС МБДОУ» размещена в разделах
• Создавать условия для творческого самовыражения
• Создавать условия для проявления познавательной активности детей
• Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
• Создавать условия для участия родителей в жизни группы
ПРИНЦИПЫ:
Дистанции и позиции при взаимодействии; активности; самостоятельности; творчества; стабильности и безопасности; динамичности и модульности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учёта половых и возрастных различий
Идея развивающей предметной среды детства принята практикой образования. В настоящее время уже появились публикации видных ученых (психологов, педагогов, искусствоведов, в которых убедительно показано, что дети нуждаются для своего полноценного гармоничного развития не только во внимании взрослых в форме непосредственного благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их способности к разнообразным видам
деятельности. Эти способности могут иметь как исполнительский (навыки,умения, так и творческий (новые способы, новые цели действия, новое содержание мотива деятельности и др.) характер. Их объединяет то, что они никогда не могут возникнуть у ребенка раннего, дошкольного да и школьного возраста только благодаря словесным объяснениям учителя. (Новосёлова С. Л.)
Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности.
Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства -создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Важной задачей детского сада при введении ФОС стало совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Функции образовательной среды: — гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; — воздействует на результаты образовательного процесса, — обеспечивает эмоциональное благополучие детей; — создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; (интегративное, инклюзивное, консультпункт, лекотеки, группа кратковременного пребывания ит. д.) — обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родит. и метод уголки, газета, информация через СМИ) — создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. — способствует профессиональному развитию педагогических работников;
Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В. А. Ясвина, включает три структурных компонента:
пространственно-предметный–помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория;
социальный–характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.)
психодидактический–содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
Компоненты образовательной среды в ДОУ: — взаимодействие участников педагогического процесса; — развивающая предметно-пространственная среда; — содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Образовательное пространство детского сада выступает как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов и имеет определенные свойства:
-гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
-непрерывность, выражающуюся через взаимодействие преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
-вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
-интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
-открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
--установка на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает:
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Возможность двигательной активности детей.
-Возможность для уединения.
Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Насыщенность ППР среды предполагает:
- Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
- соответствовие возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- От образовательной ситуации
- От меняющихся интересов детей
- От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
- Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
- Периодическую сменяемость игрового материала
- Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
- Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
- Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
- Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки имеются сертификаты.
Специальным образом организованная среда МБДОУ
• оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
• выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка
• обогащает личностное развитие
способствует раннему проявлению разносторонних способностей
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:
-социально-коммуникативному развитию;
- познавательному развитию;
- речевому развитию;
- художественно-эстетическому развитию;
- физическому развитию;
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации является в достаточной степени:
- содержательно-насыщенной;
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Условно РППС ДОУ делится на зоны :
1 – рабочая зона ( Пространство зоны : легкие столы или стол –трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках). Рабочая зона должна быть превращена в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство. Рабочая зона
Рабочая зона с легкостью меняет свой облик (Мастерская - продуктивная деятельность, Лаборатория- для познавательно – исследовательской деятельности, Место для свободной деятельности детей по интересам)
2 - спокойная зона ( Пространство зоны: небольшой
ковер, диван, легкие столики. Игровая деятельность – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной игры (атрибуты)
3 – активная зона (Пространство зоны - совер (небольшой, который легко можно переместить или убрать – по ситуации. стеллажи и столы, Для сюжетной игры –игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; для продуктивной деятельности–крупные напольные конструкторы)
Оснащенная таким образом предметная среда является не только
объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры
педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет
ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его
личностного профессионального самоуважения.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализациио программ, реализуемых в ДОУ.
Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в группе.
Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст
Накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы; участие в преобразовании предметно-пространственной среды
Модель РППС в группах (см. приложение)
Развивающая предметно-пространственная среда выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, вовлекает его в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт. РППС - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.