Папки-передвижки

Описание модели РППС МБДОУ

Людмила Папаха
Описание модели РППС МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ РППС МБДОУ

Рабочая группа МБДОУ № 120

Развивающая предметно-пространственная среда проектируется в соответствии с ФГОС ДО и направлена на обеспечение реализации образовательных программ ДОУ.

Цель построения развивающей среды: : предоставление детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Задачи:

• Создавать атмосферу эмоционального комфорта

• Создавать условия для физического развития

Публикация «Описание модели РППС МБДОУ» размещена в разделах

• Создавать условия для творческого самовыражения

• Создавать условия для проявления познавательной активности детей

• Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

• Создавать условия для участия родителей в жизни группы

ПРИНЦИПЫ:

Дистанции и позиции при взаимодействии; активности; самостоятельности; творчества; стабильности и безопасности; динамичности и модульности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учёта половых и возрастных различий

Идея развивающей предметной среды детства принята практикой образования. В настоящее время уже появились публикации видных ученых (психологов, педагогов, искусствоведов, в которых убедительно показано, что дети нуждаются для своего полноценного гармоничного развития не только во внимании взрослых в форме непосредственного благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их способности к разнообразным видам

деятельности. Эти способности могут иметь как исполнительский (навыки,умения, так и творческий (новые способы, новые цели действия, новое содержание мотива деятельности и др.) характер. Их объединяет то, что они никогда не могут возникнуть у ребенка раннего, дошкольного да и школьного возраста только благодаря словесным объяснениям учителя. (Новосёлова С. Л.)

Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства -создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Важной задачей детского сада при введении ФОС стало совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Функции образовательной среды: — гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; — воздействует на результаты образовательного процесса, — обеспечивает эмоциональное благополучие детей; — создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; (интегративное, инклюзивное, консультпункт, лекотеки, группа кратковременного пребывания ит. д.) — обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родит. и метод уголки, газета, информация через СМИ) — создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. — способствует профессиональному развитию педагогических работников;

Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В. А. Ясвина, включает три структурных компонента:

пространственно-предметный–помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория;

социальный–характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.)

психодидактический–содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Компоненты образовательной среды в ДОУ: — взаимодействие участников педагогического процесса; — развивающая предметно-пространственная среда; — содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Образовательное пространство детского сада выступает как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов и имеет определенные свойства:

-гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

-непрерывность, выражающуюся через взаимодействие преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

-вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

-интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

-открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

--установка на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает:

- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

- Возможность двигательной активности детей.

-Возможность для уединения.

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Безопасной

• Вариативной

Насыщенность ППР среды предполагает:

- Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

- соответствовие возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает

- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

- От образовательной ситуации

- От меняющихся интересов детей

- От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

- Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

- Периодическую сменяемость игрового материала

- Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

- Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

- Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

- Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

- Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки имеются сертификаты.

Специальным образом организованная среда МБДОУ

• оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению

• выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка

• обогащает личностное развитие

способствует раннему проявлению разносторонних способностей

Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:

-социально-коммуникативному развитию;

- познавательному развитию;

- речевому развитию;

- художественно-эстетическому развитию;

- физическому развитию;

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации является в достаточной степени:

- содержательно-насыщенной;

- полифункциональной;

- трансформируемой;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

Условно РППС ДОУ делится на зоны :

1 – рабочая зона ( Пространство зоны : легкие столы или стол –трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках). Рабочая зона должна быть превращена в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство. Рабочая зона

Рабочая зона с легкостью меняет свой облик (Мастерская - продуктивная деятельность, Лаборатория- для познавательно – исследовательской деятельности, Место для свободной деятельности детей по интересам)

2 - спокойная зона ( Пространство зоны: небольшой

ковер, диван, легкие столики. Игровая деятельность – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной игры (атрибуты)

3 – активная зона (Пространство зоны - совер (небольшой, который легко можно переместить или убрать – по ситуации. стеллажи и столы, Для сюжетной игры –игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; для продуктивной деятельности–крупные напольные конструкторы)

Оснащенная таким образом предметная среда является не только

объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры

педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет

ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его

личностного профессионального самоуважения.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализациио программ, реализуемых в ДОУ.

Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в группе.

Младший возраст Средний возраст Старший дошкольный возраст

Накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы; участие в преобразовании предметно-пространственной среды

Модель РППС в группах (см. приложение)

Развивающая предметно-пространственная среда выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, вовлекает его в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт. РППС - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Аукцион педагогических идей «Математические модели»Аукцион педагогических идей «Математические модели» Аукцион педагогических идей «Математические модели»Цель: Выявление новых педагогических идей среди педагогов ДОУ. Оформление: Надпись на.

Благоустройство участка группы №4 «Непоседы» на территории МБДОУ №8Благоустройство участка группы №4 «Непоседы» на территории МБДОУ №8 «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша» А. П. Чехов Проект по благоустройству.

День Победы. Фотоотчет о встрече воспитанников МБДОУ с ветеранами тылаДень Победы. Фотоотчет о встрече воспитанников МБДОУ с ветеранами тыла (май 2016 г)В МБДОУ Детский сад №2 "Булжамуур" г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия 11 мая 2016 г состоялась праздничная встреча с ветеранами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание модели РППС МБДОУ
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 11:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание модели РППС МБДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Папаха (УИ 737193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД